Про ваджру говорят многое, только в основном брешут.
Одни утверждают, что это вовсе не Золотая Ложка, но дубинка или палица,
которой вооружен индийский бог Индра. Иногда, впрочем, ваджре случалось
попадать и в чужие руки - например, к Рудре (тут Жихарь вспомнил, что
пресловутая сестра Яр-Тура именно этим именем его, Жихаря, и величала).
Ваджру изготовил, по одним сведениям, прекраснорукий бог Тваштар, который
ухитрился смастерить вообще все, что только есть на свете. По другим же
сведениям, создателем ваджры был певец Ушана. Ну да! Певцы же все
косорукие, а инструменты для них изготовляют умудренные в этом деле
мастера.
Ваджра в сказаниях представала то медной, то золотой, то железной, то
каменной. Утверждали даже, что сделана она из скелета мудреца по имени
Дадхичи. Но какой мудрый он ни будь, а кости - вещь хрупкая. Иногда у нее
было четыре угла, иногда - целая тысяча зубцов. Ясно, что вранье: кому-то
надо считать до тысячи! Или круглая, словно тарелка, или крестообразная. А
есть и такое мнение, что ваджра представляет собой бычье хозяйство. Это
богатыря особенно оскорбляло.
Ну ладно, потерял он ее, обронил, не смог удержать - бейте его, люди
добрые, кляните и обзывайте. Да как же было ее не потерять, когда шкура у
Мирового Змея гладкая, мокрая и скользкая, а сам Змей ходит в море ходуном,
причем с одной стороны змеиного туловища в пучине барахтается ухнувший туда
Яр-Тур, а с другой хладнокровно устремляется в морские бездны Лю Седьмой,
выкрикивая при этом, что благородному мужу неприлично уметь плавать и даже
учиться такому низменному ремеслу, поскольку он не лягушка какая-нибудь
там. Но, как ни дорога ложка, а человеческая жизнь подороже будет. Тем
более две жизни.
Жихарь сумел вытащить обратно на хребтину Змея обоих побратимов, а вот
ваджру не уберег. Весь поход она никак не могла потеряться, всегда
возвращалась к хозяину. Бывало даже, прилипала к телу, когда обе руки были
заняты подвигами. Значит, утешал себя богатырь, настал ей час покинуть
очередного владельца. Хорошего помаленьку.
Все эти россказни про ваджру богатырь услышал много позже, когда они шли в
обратный путь как раз через Индию. Жихарю в этих краях было жарко и влажно,
донимали всякие насекомые и змеи. Одна была дума - скорей бы эта страна
кончилась и началась совсем другая, с березками да елками. Правда, в Индии
запомнил он большое количество местных пословиц, присловий и поговорок,
странных и малопонятных:
"Не виноват Шива, коли башка вшива";
"Каков сам, таков и лингам";
"Узнали арийские гады, сколько весят "Упанишады";
"Обожди, подлюга, скоро кончится Калиюга";
"Как увижу Брахму, так поленом трахну";
"Настоящий архат не бывает богат";
"Даже бочкотара - чья-то аватара";
"Не про Панкрата да Кондрата сложена "Махабхарата";
"Не про Касьяна да Ульяна сложена "Рамаяна";
"Где изучается "Ригведа" - там успех, там победа";
"Поздно кричать: "Кришна, харе!", когда получишь по харе";
"Слушай своего гуру, а не жену-дуру";
"Мама мыла Раму, а Рама краснел от сраму" и, наконец, самое непонятное -
"Знал бы карму - жил бы в Сочи".