Пассажирские линии в 1920-1922 годах? Интересно. Я и не знал.
А у нижегородцев есть такая тема (на правах предмета гордости), что первая регулярная пассажирская авиалиния была открыта 15 июля 1923 года по маршруту Москва - Нижний Новгород.
Датой рождения гражданской авиации в стране вроде как считают 9 февраля (9 февраля 1923 года было подписано постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации"). Эту же дату считает своим днем рождения "Аэрофлот".
17 марта 1932 года было учреждено "Добролёт - Российское общество добровольного воздушного флота". Фактически была создана первая гражданская авиакомпания в России.
"Добролёт" выпустил акции, и на вырученные с их продажи деньги (500 тыс. рублей золотом) было заказано 14 немецких самолетов "Юнкерс Ф-15".
Уже в июле пришли первые четыре машины партии, каждому из которых по аналогии с речными и морскими кораблями дали свои индивидуальные названия: "ВСНХ" (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), "ОДВФ" (Общество Друзей Воздушного Флота), "Промбанк" и "Червонец".
Специалистов такой профессии, как пилот гражданской авиации, у "Добролёта" не было, поэтому компания наняла военных лётчиков из РККВФ (Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот).
Открытие первой регулярной пассажирской линии Москва - Нижний Новгород состоялось 15 июля 1923 года. В 11 утра самолет "Промбанк" вылетел с аэродрома на Ходынском поле и через 4 часа приземлился на аэродроме около города Канавино (сейчас это один из районов Нижнего Новгорода), где находилась вновь открытая в годы НЭПа Нижегородская ярмарка.
Пилотом первой регулярной авиалинии был Яков Моисеев, а первыми пассажирами - руководство авиакомпании "Добролёт" и начальник открытой авиалинии.
На следующий же день, 16 июля 1923 года, были распроданы все билеты на две недели вперед, и это несмотря на то, что стоили они дороже билетов на поезд.
Регулярное сообщение осуществлялось с 1 августа по 22 сентября (до закрытия сезона Нижегородской ярмарки). За это время было совершено 94 рейса, перевезено 240 человек и 2 тонны почты и грузов. Лётных происшествий не было.
Интересная деталь:
Несмотря на то, что "Юнкерсы" летали со скоростью 140 км/ч и расстояние между Москвой и Нижним Новгородом преодолевали за 4 часа, на практике время полёта удлинялось, так как из-за ненадежности немецких двигателей приходилось совершать несколько промежуточных посадок для устранения неисправностей. Для чего в состав экипажа входил даже механик.
Чтобы не заблудиться, летали только днём и вдоль железной дороги, телефон и телеграф которой использовались для связи.
А в октябре 1923 года было предложено открыть новые регулярные авиалинии (Москва - Петроград, Нижний Новгород - Казань, Баку - Тифлис, Ташкент - Алма-Ата и другие), а в 1926 году открыта первая международная авиалиния Верхнеудинск (Улан-Удэ) - Улан-Батор, которую позже продлят до Москвы.
^ ^ ^
Вроде как так выглядит каноничная история начала гражданской авиации в России. Текст написан на основе этой статьи:
https://skorobutov.wordpress.com/2013/03/26...-i-1923-1953-2/з.ы.: лень уточнять, но кажется, где-то попадалась информация, что между Москвой и НН летало что-то гражданское еще с 1922 года. И полет тогда составлял 7 часов.