У них все сложно было, с жречеством и храмовым хозяйством завязано, и пирамида (вместе со своим комплексом-некрополем) была ж не только гробницей (см. ниже), поэтому все было не просто и не однозначно.
1. Погребальное сооружение
Пирамида это гробница, которая эволюционировала из примитивных погребальных ям и мастаб. Царей сначала хоронили в ямах, а тело могли положить в большой горшок или деревянный ящик и с ними же клали личные вещи. Далее гробницы стали сложнее: ямы глубже и более обработаны, сверху сооружались часовни, молельни по умершему, так называемые мастабы. И уже при Джосере мастаба стала большой и многоуровневой, т.е. стала пирамидальным сооружением.
2. Трансформация в мир иной
Древние египтяне верили в мир иной после смерти, и для них было важно правильно туда трансформироваться. Нам сложно понять полностью религию древних и как они представляли собой переход в мир иной. Сложная тема, которая связана с религией египтян, с их представлением о сущности человека, воплощалась в погребальных сооружениях, мумификациях, наличием личных вещей, сакральных формул, указаний, что и как делать и пр. И, несомненно, это отражалось в архитектуре, к которым относятся и пирамиды. Может, на практике это и не работало, но древние все равно были одержимы переходом в иной мир.
3. Архитектурное развитие
Погребения развивались и усовершенствовались, превращаясь в отдельную важную отрасль: архитектуру. Эволюция погребения это, прежде всего, архитектура, которая развивалась методом проб и ошибок, где были свои гении и талантливые зодчие, которые могли не только соревноваться, но и вносить каждый раз что-то новое в проект.
4. Ритуальное сооружение
После смерти царя в его комплексе отправлялись культы по умершему. Поколения жрецов почитали умершего, совершали службы, боготворили фараона, принимали жертвы и подношения.
5. Религиозное значение
В комплексе отправлялись культы и служения различным божествам. Жрецы проводили культы и подносили жертвы богам. Учитывая религиозность Древнего Египта это было огромным и продолжительным действием, которое сложно описать.
6. Социальный статус
Величие страны зависело от религиозной системы, которая опиралась так же и на храмовый комплекс. Народ был мотивирован мощной системой управления, которая сосредотачивалась на величие фараона, который строил пирамиду или уже был погребен. Народ боготворил своего правителя, работал на него, восхвалял его и конечно, гордился великолепием религиозного центра.
7. Политический статус
Во времена Древнего Царства Египет был достаточно изолирован от внешних государств, при этом сам вел захватнические экспедиции. Но и перед ними, и перед другими соседями нужно было показать свою мощь в виде развитой религиозной системы в совокупности с каменным зодчеством. Например, мы сейчас живем в мире металла и пластика, электричества или информационных технологии, а тогда люди жили в мире камня и религии, и многое было связано именно с этим.
8. Разделение труда
Начиная от строительства пирамиды и заканчивая действующим храмовым комплексом, это было разделение труда для огромных масс народа. И это было вершиной организаторского искусства: от иерархии рабочих и ремесленников до каст жрецов и вельмож.
9. Финансовая машина
Вокруг строительства и действующего комплекса крутились древние финансы (не деньги, соответственно): от вложения жречеством в строительство пирамиды и комплекса до собирания подношений в последующие годы.
10. Административный центр
Вокруг пирамидного комплекса сосредотачивалась столица государства. Здесь начинали новую жизнь ремесленники и храмовые служители. Город вокруг некрополя разрастался, скорее всего, и резиденции дворцы фараонов строились у некрополя, который в первую очередь, выбирался по геологическим признакам. А раз вокруг пирамиды и ее комплекса создавался целый город фараона, значит, он и был центром управления.
11. Божественная воля
Сложный вопрос, почему вообще стали строить огромные сооружения?
Если сопоставить исторические (Манефон, Илиан, Стела Голода, Тексты Пирамид) и астрономические данные, что и сделал выдающийся египтолог О.Д. Берлев, то следует, что во времена правления Джосера произошел взрыв Сириуса Б. Это могло быть, как и негативным (страшным!) визуальным знаком для египтян, так и повышением температуры, что стало причиной многолетней засухи, которая описана в Стеле Голода.
Древние египтяне, учитывая свои верования, тут же списали на гнев богов, а точнее, на Хнума (или Хнум-Ра). А чем же можно умилостивить богов в столь непонятной ситуации? Только жертвами. Масштабное строительство с учетом вложений и сил, могло быть одной из них, а может и самой главной жертвой. Практически это могло не работать, но даже сейчас люди готовы ради веры на многое. Еще раз поясню, что тут "жертва" представляется в виде памятника. Огромного и трудозатратного памятника. Ведь обелиски тоже возвышались во славу Богам, как и более поздние комплексы.
Что было на уме жрецов, магов, зодчих и пр., которые пришли к такому решению, мы так и не поймем. Но Джосер намного увеличивает изначальную мастабу, а после и вовсе строит более масштабное сооружение — пирамиду. И себе любимому, и как дань Богам, тем более, каждый фараон тоже по сути, был Богом. Последующие цари, боящиеся засухи и слабых разливов Нила, так же могли строить пирамиды, убивая сразу двух зайцев: служа божественной цели и решая свои жреческие задачи. Пирамиды становились не только гробницами для царей, не только жертвой богам, но и глобальными центрами молодой империи. И лишь спустя много лет, засухи не случалось, а страх к гневу Хнума поутих, поэтому и отошли от слишком грандиозного строительства. Но падение пирамид это отдельная тема. Если только очень кратко: какие-то из приведенных мною пунктов дали слабину, перестали "работать". Конечно, может быть, было иначе, чем я описал, но думаю, что причин было еще больше и это работало и существовало исключительно в комплексе.