В 1960 году Министерство авиации Британии опубликовало спецификацию ER.184D на опытный самолет с крылом оборудованным отсосом пограничного слоя. За проект взялись специалисты Кембриджского Университета, в значительной степени развившие идею Хэндли Пейджа и разработавшие новое крыло.
За базу они взяли самолет Auster T.Mk 7 (бортовой номер VF665), а доработку машины выполнила компания "Marshalls" из Кембриджа. В результате был построен Marshall MA.4 — самолет с крылом увеличенного размаха и перфорацией для отвода пограничного слоя воздуха. Изменения коснувшиеся фюзеляжа свелись к замене остекления на более обтекаемое, в задней части фюзеляжа появилось выпускное отверстие для воздушной струи. Также прорабатывалась идея убирающегося шасси.
Крыло, элероны и закрылки самолета были снабжены всасывающими насосами, приводимыми в действие от вспомогательной газовой турбины Budworth мощность 60 л.с. запитываемой от двух мощных аккумуляторов, установленной под углом 45° в центральной части фюзеляжа. Насосы отводили пограничный слой воздуха с аэродинамических поверхностей. Сами поверхности имели 200000 перфорированных отверстий (пробивались отверстия по строго определенному узору с обратной симметрией по отношению к возможным турбуленциям, известно что конфигурация менялась несколько раз за шесть лет испытаний), были изготовлены из особой двухслойной фанеры склеенной из еловых и бальсовых полос и легированной полированной кожей с наружной стороны. Отверстия диаметром 2,5 мм с внутренней стороны были снабжены единым резиновым клапаном. Из крыльев воздух отводился в центральную часть фюзеляжа, далее по воздуховоду в заднюю его часть.
В 1966 году при выполнении испытательного пролета MA–4 разбился, погиб летчик–испытатель Брайан Уэсс. Сэр Фредерик Хэндли Пейдж идейный вдохновитель проекта умер в 1962 году и с той поры некому было продвигать идею в Министерстве авиации Британии. Из результатов полученных на самолете–лаборатории Marshall MA.4 известны немногие факты, самолет обладал скороподъемностью сравнимой с лучшими поршневыми истребителями, имел невысокую скорость сваливания 40 миль в час (~65 км/ч) с работающим всасывателем и без него в полтора раза большую.
Это сообщение отредактировал blackdrv - 24.01.2016 - 01:36