Приходилось посещать по несколько сот судов в год.
Был такой случай в Одесском Порту :. Начало 2000 тысячных.
Судно иностранное. Капитан Одессит с Большой буквы. Было ему 72 года. Родился и состарился на Дерибасовской. Ессно был в Советские времена уважаемым капитаном Черноморского пароходства. Почетный член клуба Капитанов . Пошел на стрости лет в море от безысходности.
Зарплата для КМ – нищенская. Не поверите – 1500 usd.
Судовладельцы – греки. Экипаж – Бирма и пару греков . Один – моторист – индус. Представитель судовладельца. Неофициальный, а так –доносчик с мобильным телефоном компании. Не сходил с судна более 5 лет .
Поднимаюсь к капитану. Прошу : можно ли попросить кофе ? И , с ужасом , узнаю следующее :
Просьбу или приказ Капитана принести кофе никто не выполнит. Он даже позвать никого не может - не придут. Капитан сам себе стирает постельное белье и свое белье. Замачивает в тазике.
Питание настолько скудное , что Капитан готовит себе мивину . Чай и сахар покупает себе сам.
Кстати – в каюте холодно , температура 15 градусов . За бортом : – 15.
Так он работает 6-й месяц. Задолженность по зарплате у него 6000.
Дальше стало еще хуже. При бункеровке с берега произошел разлив. Судно под арест до подсчета убытков и выплат штрафов и покрытия убытков от загрязнения.
Замечу , что загрязнения случаются. Что поделать . Но , как правило капитаны – иностранцы . И с них взятки гладки. Здесь же – редкий случай – капитан гражданин Украины. Тут наша природоохранная прокуратура не могла устоять. Завели уголовное дело на капитана. ( Кстати я уверен и капитан уверен , что разлив намерено допустил тот самый тихарь – индус).
Приходит ко мне юноша. Помошник прокурора. Собирать показания на капитана. Я его послал , конечно . Как мог объяснил , что начинать карьеру с посадки 72-х летнего несчастного капитана , которого ессно весь флотский , пароходский и портовской люд знает , короче говоря – вся Одесса, это есть верх мудрости молодого прокурора.
В результате у капитана заболело сердце. Он попросил замену. Но сказал , что не уйдет без зарплаты. Судовладельцы обещали все потом заплатить. Но КМ твердо встал в свою позицию.
И вот пятница . Суд снимает арест ,штраф и убытки заплачены. Можно идти в рейс. Но долг перед КМ не закрыт. Пятница 16.00.
Я втихаря встал на сторону КМ. Открыто не мог. И подсказывал , что и как говорить судовладельцам и их адвокатам. Говорю – требуй срочно деньги по Western Union. Плевать на проценты. Договариваюсь со знакомым банкиром , чтобы выдали всю сумму . Лимит по WU был 3000 usd . Счастливый конец наступил для КМ в 18.05.
Вот каковы бывают Капитаны и их суда.