прошу прощения, поторопился..
Эх, блин, как же я хотел попасть на ГТЭС Ванкора!
Но не срослось, к сожалению.
Коллектив там отличный и самое главное(не знаю, правда как сейчас) когда я работал на Ванкоре в 2009...2012 на ГТЭС Ванкора "царствовали" Правила Большой Энергетики, что большая редкость для нефтянки, даже если учесть то, что энергетика в нефтянке несколько "наособицу"(но это большая тема.
Но это так, с слову.
Давайте ближе к теме.
По своему уникальная энергетика Томска.
В первую очередь, конечно-же ТЭЦ-1,(ГРЭС-1) первая электростанция в Сибири
https://ru.wikipedia.org/wiki/Томская_ТЭЦ-1Проект первой Сибирской электростанции относится к 1891 году.
K тому времени городские власти неоднократно поднимали вопрос об освещении улиц города. В июле 1891 года в Томск прибывает инженер-технолог Карл Арнольд, который установил, что для освещения города требуется 120 фонарей дугово-вольтовой силой 300—500 свечей на каждый фонарь. Начальник губернии положительно отнёсся к проекту Арнольда,
25 августа 1891 года заседание Думы по вопросу освещения города по проекту Арнольда поручило поставить 600 свечей и 60 фонарей по 500 свечей каждый. Был составлен соответствующий договор с Арнольдом, в октябре 1891 года получено разрешение Комитета Министерства внутренних дел на «производство строительства в связи с обустройством электрического освещения». По неизвестным причинам Арнольду не удалось осуществить эту задумку и он вернулся в 1892 году в Москву.
Тем не менее в 1893 году электрическое освещение появилось в городе: частный предприниматель И. Л. Фуксеман организовал его на собственной мукомольной мельнице. В июне 1894 года освещены типография и книжный магазин П. И. Макушина, а в октябре заработала электростанция, освещавшая спичечную фабрику Кухтериных. Однако, несмотря на все это, город оставался без ночного освещения.
И с появлением Технико-промышленного бюро появилась надежда на осуществление освещения Томска. В январе 1895 года В. С. Руетовский от имени Технико-промышленного бюро обратился в городскую Думу с просьбой обсуждения передачи бюро концессии на создание электростанции и ее эксплуатацию. Технико-промышленное бюро имело серьезные намерения на постройку электростанции, поскольку разрешение, полученное в 1891 году от Министерства внутренних дел, оставалось в силе, и 17 января 1895 года Дума приняло решение о разработке проекта условий.
В апреле 1895 года появилась первая сибирская электростанция. 31 декабря под новый 1896 год было введено электрическое освещение в Томске.
Первоначальное оборудование станции — динамо-машина «Броун-Бовери и К» и паровая машина фирмы «Бромлей», установленные в деревянном машинном зале.
Постепенно проводилась модернизация оборудования и к 1913 году мощность электростанции достигла 1 МВт, за год вырабатывалось 600 тыс. кВт•часов. В 1928 году был построен новый машинный зал, мощность станции довели до 1800 кВт, а к 1937 году — до 8500 кВт. В годы Великой Отечественной войны на станции было установлено оборудование эвакуированной Гомельской электростанции. В 1942 году электростанция стала называться Томской ГЭС, мощность достигла 11 тысяч кВт.
В годы Великой Отечественной войны — основная энергостанция города. Поставки угля на станцию до середины 1950-х гг. осуществлялись по специальной ж.д. ветке от станции Томск-II, по улицам Транспортная, Пушкина, Д.-Ключевская, Р. Люксембург, через Каменный мост и по Набережной реки Ушайки. Эта ветка станет основой для линии первого томского трамвая в середине 1950-х.
В ноябре 1980 года в связи с полным техническим износом снят с эксплуатации последний турбогенератор ТГ-1 (в работе с 1920-го года). В январе 1981-го он демонтирован, ТЭЦ-1 перестала нести электрическую нагрузку, работала как котельная, обеспечивая небольшой участок теплосетей в центральной части города.
Томская ГРЭС-2
С началом Великой Отечественной войны из центральных районов Советского Союза в Томск были эвакуированы около 40 промышленный предприятий. В этот период на территории города работала одна электростанция, которая не могла справиться с возросшим количеством потребителей. В декабре 1941 года на ТЭЦ-1 запустили в работу оборудование, эвакуированной электростанции из белорусского Гомеля, а также установили два паровоза ФД (Феликс Дзержинский).
Все эти меры позволили увеличить выработку электроэнергии в два раза по сравнению с довоенным 1939 годом.
Однако, несмотря на модернизацию электричества по-прежнему не хватало и в 1943 году, в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны началось строительство новой электростанции. Для этого была выделена земля на окраине города, строительные работы длились около двух лет, 28 мая 1945 года был получен первый ток промышленной частоты. А к нормальной эксплуатации ГРЭС-2 приступила уже 1 июня 1945 года.
Хоть по ссылкам здесь не принято ходить, неплохое(не без косяков, конечно) описание Томских электростанций.
http://ucrazy.ru/interesting/1460997478-ka...trostancii.htmlВсё, кроме Северска, ныне остановленных ядерных реакторов для наработки оружейного плутония и прочего.
Кстати, в годы войны Томская ТЭЦ-1 помогла выжить многим Томичам и эвакуированным
-Как только с ТЭЦ вывозили шлак, народ выбирал из шлака несгоревшие куски угля для отопления.
Среди многих была и моя мама, которой в начале войны было 10 лет
Фото- первая Томская электростанция
Это сообщение отредактировал Former64 - 21.04.2018 - 19:24