За Родину! За Сталина!
Автор: Станислав Никулин2 октября 2013, 22:40
Посмотрел сегодня «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Более обстоятельно — ближе к премьере, а сейчас по традиции пару заметок на полях. У фильма есть целый ряд достоинств, о которых в будущем ещё, конечно, будет сказано, и не раз. Но при всех исходных данных — сценарий, бюджет, очень качественные спецэффекты, музыка Анджело Бадаламенти — Бондарчуку всё равно не хватило какого-то магического компонента для того, чтобы «Сталинград» можно было признать однозначным успехом.
Тут, естественно, не стоит впадать в крайности. Констатация имеющихся недостатков не равно провалу или неудаче. Это совсем не провал и, безусловно, лучше и цельнее «Обитаемого острова». Однако, когда спрашиваешь себя — а можно было сделать лучше? Ответ вполне очевиден: да, можно. И тут во весь рост встаёт уже озвученная сентенция/вопрос — чего не хватило? На первый взгляд, Фёдор Сергеевич стал жертвой выбранной стратегии: показать войну с помощью «запрещённых приёмов» имени Зака Снайдера. Подобная художественная эстетика, на самом деле, мгновенно сводит реальный подтекст к некой мифологеме, архетипу. Где не 1942 год, Сталинград, немцы и наши, а глобальное столкновение неких противоборствующих сил. Но 135 минут хронометража — банально много. И Бондарчук вынужден заполнять его лишними смыслами, «пришитыми» для красоты. Известная любовь режиссёра к т.н. большому стилю играет с ним здесь злую шутку.
Потому и возникает некоторое чувство досады. Ведь хотел, мог, пытался, но, как говорится, буквально на последнем кругу срезался. Не взял заявленный вес, хотя несколько раз казалось, что близок к этому.