Ты удивишься, но большие расстояния как раз не повод строить такие дороги.
В Европе, Китае, Японии очень большое количество жителей сосредоточено на относительно небольших территориях, поэтому скоростные железные дороги им необходимы как воздух.
Германия, к примеру - от южных до северных границ имеет протяженность около 700-800 км. При этом, в Германии проживает 80 млн человек.
У нас, только между Санкт-Петербургом и Москвой - 650 км, линия охватывает 4 области, и города, суммарно население которых примерно 28-29 млн человек. Учитывая, что большинству жителей такие поезда попросту не нужны, а остальные - ездят один раз, ну максимум два раза в год, и лишь малая часть часть населения является постоянными пассажирами.
Сама по себе вся инфраструктура и поезда, тем более скоростные - достаточно дорогостоящие, поэтому такая железная дорога выгодна только в том случае, когда по ней каждые полчаса будут ходить поезда, и средний показатель заполняемости должен быть не менее 50%. Так же она выгодна, когда максимальная протяженность основных маршрутов в пределах 1000-1200 км.
По примерным расчетам, за один день на высокоскоростной линии должно совершаться примерно 80-100 рейсов поездов (40-50 пар), в которых, за день должно быть перевезено как минимум 25-30 тыс. человек. На данный момент, такого потенциального пассажиропотока, готового пересесть на скоростные поезда - на у нас попросту нет.
Проще говоря, чем длиннее дорога, и чем меньше по ней ездит пассажиров - тем больше стоимость билетов. Для того, чтобы стоимость держать на доступном уровне - первое должно быть меньше, а второе - больше.