https://strangernn.livejournal.com/1804641.htmlВ 1973 году на ВДНХ появилась странная машина. Пожарного, вроде бы, окраса - она явным образом не была предназначена для тушения огня, а надпись "Аэрофлот" и вовсе сбивала с толку. Это была удивительная по конструкции МММ, "машина механизированной мойки" и предназначалась она для наведения чистоты самолетов Аэрофлота. Размеры авиалайнеров стали такими, что ручная мойка уже выходила за пределы возможного, поэтому пришлось придумывать спецтехнику. Вот, в 1969 году, в Риге, на опытном заводе №85 Гражданской Авиации и было построено это. Конструктор Владимир Рентель решил, видимо, махнуть на все рукой и изваял... Короче, смотрите сами:
В общем, кабина с выдвижной стрелой, на конце которой размещался сам моющий орган (щетка, к которой подводится вода с моющим средством) поднимается на параллелограммном механизме и ...и моет. Все, вроде бы, просто и понятно. Производительность, как я понимаю, несопоставима с ручной мойкой, да и вероятность травматизма персонала сокращается радикально (падение с высоты намыленного крыла Ту-114 само по себе, знаете ли...). Однако, помимо трудоемкости есть еще и надежность. Сдается мне, что настолько ажурная конструкция слишком хороша для этого мира. Поэтому, в 1973 году она доехала до ВДНХ, и это было ее как бы не последнее выступление.
Сама же машины была весьма оригинальной: "не имеющее аналогов" трехколесное шасси, на котором стоял дизель ЯМЗ-236 и гидравлический насос, который приводил в действие как пантограф и стрелу, так и щетку с колесами. На машине размещались 1200 литров воды и 200 литров моющего средства, чего должно было хватать на любой самолет. Но вот почему т. Рентель не взял в качестве шасси нормальный грузовик с нормальной подъемной платформой и серийной стрелой? Представления не имею. Или два члена экипажа автомойки было неприемлемым условием?