По голосу меня ни разу не узнавали. Только после статей или интервью знакомые говорят: «Ой, а ты, оказывается, в метро работаешь? А мы и не знали, скажи что-нибудь, как в метро». И я произношу: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Пушкинская». «Точно, точно ты!»
У нас самый прекрасный метрополитен, он ориентирован на людей, там все удобно, комфортно и красиво. Единственный минус — метрополитену сложно справляться с пассажиропотоком в час пик. Единственное, что здесь можно сделать, это строить новые станции. Тогда и атмосфера в метрополитене станет доброжелательнее.
Еще мне бы хотелось, чтобы в московском метро вместо надписи «Нет выхода» на дверях было написано «Выход рядом». Я не знаю, правда ли это, но есть мнение психологов, что надпись «Выхода нет» может быть одной из причин депрессии и даже суицида.
Формулировки технических объявлений, которые звучат в метро, — дело очень серьезное. Дикторы не вправе их менять. Но случается так, что горожане оставляют свое мнение о том, что звучит в метро, и мы к нему прислушиваемся.
Например, всю жизнь в метро звучала фраза: «Станция «Выхино». Конечная. Поезд дальше не пойдет, просьба освободить вагоны». И вдруг в какой-то момент группа людей написала нам, что фраза «Просьба освободить вагоны» никуда не годится. Далее следовала страница убедительных аргументов о том, почему так говорить неправильно и невежливо. Всех смущало слово «освободить». «Освободить вагон от чего? От самих себя — пассажиров? — писали нам. — Из сообщения получается, что это не поезда обслуживают людей, а люди занимают зря место в вагонах. И должны его освободить». По просьбе горожан мы переписали фразу на «Просьба выйти из вагона». Затем появилась другая группа людей, которым не понравилось слово «выйти». Чем это кончилось, я не помню, но важен сам факт того, что горожане могут влиять на то, что звучит в метро.
Из всего, что звучит в метро, я больше всего люблю записывать стихотворения. Как раз в выборе стихотворений дикторы могут участвовать. Конечно, первым делом хочется предложить свои любимые. И здесь я столкнулась с такой сложностью: стихотворения, которые я люблю и знаю наизусть, абсолютно не подходят для звучания в метро. Так, мне бы хотелось слышать в метро чудесное стихотворение Наума Коржавина «Мне без тебя так трудно жить» или стихотворения Цветаевой, но в метро, где повсюду шум и тысячи человек спешат по своим делам, ее лирика теряется».