Последний причал «сухопутного линкора»: история артустановки ТМ-3-12

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Varales
17.06.2019 - 09:01
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
181
Боевой путь самого тяжелого экспоната Музея Победы.

В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны есть легендарный оружейный экспонат. Это сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 («транспортер морской»). Удивительна не только история создания этой советской царь-пушки, но и ее путешествие к месту последней стоянки на Поклонной горе в Москве.

Последний причал «сухопутного линкора»: история артустановки ТМ-3-12
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Varales
17.06.2019 - 09:02
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
Вес артиллерийского гиганта разработки 30-х годов прошлого века — 340 тонн. Для сравнения: украшающая Московский Кремль средневековая Царь-пушка весит 38 тонн. Новейшая артиллерийская самоходка «Коалиция-СВ» — 48 тонн. А масса автономной пусковой установки стратегического ракетного комплекса «Тополь-М» — 120 тонн. Так что советский артгигант — безусловный рекордсмен по массе. Не зря он получил неофициальные названия — «сухопутный линкор», «чудо-пушка» и «Царь-пушка №2».
 
[^]
Varales
17.06.2019 - 09:02
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
Общая длина установки ТМ-3-12 — 40 метров. Длина ствола — 15 метров. Калибр орудия — 305 мм. Масса в боевом положении — 340 тонн. Расчет — 50 человек. Скорострельность — до двух выстрелов в минуту. Наибольшая дальность стрельбы — 30 километров.

Несмотря на гигантские размеры и внушительную массу, установка без проблем могла передвигаться на паровозной тяге по большей части железных дорог СССР. Кроме того, у транспортера ТМ-3-12 имелся и небольшой двигатель для передвижения «самоходом».

Артиллеристы между собой уважительно и ласково расшифровывали аббревиатуру «ТМ» как «Татьяна Михайловна». Стреляло уникальное орудие снарядами образца 1911 года. Каждый массой 470 кг. Кроме того, пушка могла выпускать принятые на вооружение в 1928 году в СССР фугасные дальнобойные снаряды массой 314 кг.

Разработка железнодорожных артиллерийских систем велась в СССР в 1920–1930-х годах. Проектирование «Транспортера морского, тип 3, калибр 12 дюймов ТМ-3-12» началось в 1935 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Работы велись в конструкторском бюро под руководством талантливого инженера Александра Дукельского. До того он спроектировал подобные установки, получившие названия ТМ-1-14 и ТМ-2-12.

Производство артиллерийских гигантов было налажено в Николаеве на Украине, на верфях которого строились самые крупные боевые корабли для ВМФ России. В кооперации участвовали ленинградские заводы «Большевик», Металлический завод, «Красный путиловец» и вагоностроительный имени Егорова.
 
[^]
Varales
17.06.2019 - 09:02
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
Всего к 1 января 1939 года было изготовлено три установки ТМ-3-12. Частично они были оснащены поднятыми со дна Черного моря частями и механизмами артиллерийских установок линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году в Севастополе в результате взрыва.

Орудия, изготовленные для линкоров серии «Измаил», были взяты со складов, где они оставались еще с дореволюционных времен.

Изготовленные в Николаеве ТМ-3-12 преодолели по железной дороге путь от Черного моря до Балтики и были доставлены в район Ленинграда, в 9-ю Отдельную железнодорожную артиллерийскую батарею 2-го железнодорожного дивизиона тяжелой артиллерии.

Для чудо-орудий потребовались специальные железнодорожные составы с вагонами-казармами, вагонами-кухнями, вагонами-арсеналами, вагонами-штабами и т.д. Десятки и сотни батарейцев входили в боевые расчеты. Отдельные эшелоны со средствами ПВО прикрывали мощные орудия от ударов с воздуха.

К преимуществам ТМ-3-12 относились высокая маневренность и автономность, способность довольно быстро менять позицию, перемещаться на значительные расстояния.

Изначально оружие предназначалось в основном по морским целям. Однако при необходимости могло быть использовано для поражения и наземных целей.
 
[^]
Varales
17.06.2019 - 09:03
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
Но был у советских «царь-пушек» и серьезный недостаток. Их было сложно наводить на цель при стрельбе с пути. Нужны были специальные закругленные отводы от основного железнодорожного полотна. Перемещаясь по ним, транспортер менял угол поворота орудия и угол обстрела.

Для стрельбы по морским целям построили специальные огневые позиции с бетонными основаниями. В них орудия превращались в классические береговые артиллерийские установки.

Впервые ТМ-3-12 были применены во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов. Артустановки использовали для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма и при штурме Выборга.

После завершения войны установки были переправлены на полуостров Ханко, который СССР получил от Финляндии по условиям заключенного мирного договора. Здесь орудия встретили начало Великой Отечественной. Артиллерийским огнем они подавляли финские огневые точки, расположенные на близлежащих островах, а также не давали возможности боевым кораблям ВМС Финляндии вести прицельный обстрел полуострова Ханко.

Оборона Ханко длилась до 2 декабря 1941 года. Советским войскам пришлось оставить полуостров. Эвакуировать громоздкие установки в условиях войны не было возможности. Они были демонтированы, частично уничтожены и затоплены.

Финны пытались вернуть к жизни колоссальные трофеи. В 1942–1943 годах их ремонтировали. Однако в строй ТМ-3-12 так и не были введены и в боевых действиях не участвовали.

Это сообщение отредактировал Varales - 17.06.2019 - 09:12
 
[^]
Varales
17.06.2019 - 09:03
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
После выхода Финляндии из войны СССР в январе 1945 года получил назад три транспортера ТМ-3-12. Они вошли в состав 1-й Гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады. Орудия стояли на вооружении дислоцированной в Балтийске Калининградской области отдельной железнодорожной батареи №294. Там они прослужили до 1961 года.

Затем был ремонт на Обуховском сталелитейном заводе и переезд на арсенал, расположенный в поселке Форт Красная Горка Ленинградской области. Орудия поставили на консервацию.

Уходу сверхтяжелых пушек «на пенсию» помогло бурное развитие ракетного вооружения. Но опыт создания и применения «сухопутных линкоров» был с успехом использован при создании нового оружия.

Уникальные технические решения, полученные при создании железнодорожных артиллерийских транспортеров, нашли применение при разработке боевых железнодорожных ракетных комплексов «Молодец», вооруженных ракетами «Скальпель», а также стратегических ракетных комплексов мобильного базирования «Тополь М» и «Ярс».
 
[^]
Varales
17.06.2019 - 09:03
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
История появления грандиозного экспоната в экспозиции Музея Победы на Поклонной горе заслуживает отдельного рассказа. Дело в том, что в 90-е годы российская артиллерия могла навсегда лишиться образцов ТМ-3-12. Установки планировали разрезать на металлолом. И только инициатива небезразличных к отечественной военной истории людей помогла спасти уникальную разработку.

В феврале 2000 года Вячеслав Брагин, в ту пору директор Центрального музея Великой Отечественной войны, добился, наконец, решения главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова о безвозмездной передаче 305-мм транспортера музею. Министр путей сообщения Николай Аксененко согласился осуществить уникальную операцию по транспортировке 340-тонной установки из Санкт-Петербурга в Москву. Провели несколько технических экспертиз. Оценили возможность перевозки в неразобранном состоянии. В ночь с 9 на 10 июня 2000 года спецсостав проследовал через Ораниенбаум, Ломоносов и Петергоф, но в 10–12 км от Санкт-Петербурга остановился. Перегрелись колесные буксы. Решено было построить огромную платформу. Ее сделали за два месяца. 5 сентября 2000 года путешествие орудия в Москву завершилось. На всем пути помогали военные моряки и железнодорожники.

Но до того, как «сухопутный линкор» окончательно «пришвартовался» в экспозиции, прошел еще год. До того артустановка пробыла на железнодорожных путях. Для основания был сделан надежный арматурный каркас и уложено в вырытый котлован более 100 кубометров бетона. Путейцы помогли со спецрельсами.
 
[^]
Varales
17.06.2019 - 09:04
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
Возникла и новая техническая трудность. На маршруте от Москвы-Сортировочной до открытой площадки музея надо было пройти мостом над Минской улицей. Высота артустановки на трайлере была на метр выше тоннеля под мостом. Пришлось отсоединить многотонный ствол, а затем смонтировать. При весе ствола в 84 тонны и весе главной балки 130 тонн это было весьма сложным делом.

Ствол уложили в ложементы артустановки 16 октября 2001 года.

Вот уже почти 18 лет морской железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12 — в открытой экспозиции Музея Победы. Это достойный памятник выдающемуся русскому конструктору-оружейнику Александру Дукельcкому, таланту и мастерству рабочих отечественной оборонной промышленности, командирам и рядовым артиллеристам отечественного Военно-морского флота.
 
[^]
Varales
17.06.2019 - 09:04
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.12.17
Сообщений: 379
МЕЖДУ ТЕМ

6 марта 2017 года недалеко от Музея Победы на Поклонной горе была торжественно открыта станция «Минская» Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена. При оформлении интерьера станции дизайнеры использовали изображение фрагментов одного из самых интересных экспонатов музея, находящегося буквально в двух шагах от новой станции, — сверхтяжелой железнодорожной артиллерийской установки ТМ-3-12.
За сим откланююсь. Усё.
via MK

Это сообщение отредактировал Varales - 17.06.2019 - 09:05

Последний причал «сухопутного линкора»: история артустановки ТМ-3-12
 
[^]
PeterB
17.06.2019 - 09:11
13
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 11.02.15
Сообщений: 550
Рядом с ней стоял: огромная бабаха.

(фото октября 2007 года)

Это сообщение отредактировал PeterB - 17.06.2019 - 09:11

Последний причал «сухопутного линкора»: история артустановки ТМ-3-12
 
[^]
malia25
17.06.2019 - 09:13
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.05.15
Сообщений: 1700
был там 30 мая реально большая махина, музей очень понравился
 
[^]
sat07
17.06.2019 - 09:16
3
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 18.02.17
Сообщений: 924
колоссальное сооружение!!!
при попадании превращает в пыль камень наверное)))
 
[^]
Meeseeks
17.06.2019 - 09:17
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.05.16
Сообщений: 1497
Цитата (PeterB @ 17.06.2019 - 13:11)
Рядом с ней стоял: огромная бабаха.

(фото октября 2007 года)

Не, я ее не видал, а вот эту вундервафлю я видАл.

Последний причал «сухопутного линкора»: история артустановки ТМ-3-12
 
[^]
trianon1939
17.06.2019 - 09:17
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 9.07.18
Сообщений: 716
интересная тема!
Спасибо!

Это сообщение отредактировал trianon1939 - 17.06.2019 - 09:19
 
[^]
PeterB
17.06.2019 - 09:24
12
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 11.02.15
Сообщений: 550
Не всем экспонатам повезло.


Советское 305-мм орудие ТМ-3-12 в форте Красная Горка.
(28 July 2007)

Автор: One half 3544 - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2497175

Это сообщение отредактировал PeterB - 17.06.2019 - 09:26

Последний причал «сухопутного линкора»: история артустановки ТМ-3-12
 
[^]
ЯРГЕН90RUS
17.06.2019 - 09:36
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.11.12
Сообщений: 2899
Блин ,а я думал это трофейная Дора стоит на Поклонке ,даже и не знал ,спасибо просветил )))
 
[^]
AidaharA
17.06.2019 - 10:46
5
Статус: Offline


Где-то тут...

Регистрация: 10.05.17
Сообщений: 672
Цитата (ЯРГЕН90RUS @ 17.06.2019 - 12:36)
Блин ,а я думал это трофейная Дора стоит на Поклонке ,даже и не знал ,спасибо просветил )))

Дора таки по больше была и калибр был 807 мм. Только ну как-то сравнительно бесполезной была.
 
[^]
manager2
17.06.2019 - 10:55
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.05
Сообщений: 24574
Цитата (ЯРГЕН90RUS @ 17.06.2019 - 09:36)
Блин ,а я думал это трофейная Дора стоит на Поклонке ,даже и не знал ,спасибо просветил )))

там таблички у каждого экспоната
можно подойти, прочитать
 
[^]
Sancheg97898
17.06.2019 - 10:56
10
Статус: Offline


Двуличный шизофреник с манией величия

Регистрация: 8.05.12
Сообщений: 611
Цитата (PeterB @ 17.06.2019 - 09:24)
Не всем экспонатам повезло.


Советское 305-мм орудие ТМ-3-12 в форте Красная Горка.
(28 July 2007)

А это уже март 2019

Качаем ЯП для Android!

Последний причал «сухопутного линкора»: история артустановки ТМ-3-12
 
[^]
elistr
17.06.2019 - 11:02
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 12.10.16
Сообщений: 88
Цитата (AidaharA @ 17.06.2019 - 17:46)
Цитата (ЯРГЕН90RUS @ 17.06.2019 - 12:36)
Блин ,а я думал это трофейная Дора стоит на Поклонке ,даже и не знал ,спасибо просветил )))

Дора таки по больше была и калибр был 807 мм. Только ну как-то сравнительно бесполезной была.

Выстрелы немецкой Доры под Севастополем, производили чисто психологическое воздействие на обороняющихся. Выстрел и полёт снаряда был ужасающий, столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 метров. Но нашу морскую пехоту в принципе, этим было не испугать.
 
[^]
АбрекЪ
17.06.2019 - 11:06
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.07.14
Сообщений: 10731
Финны - не дураки, поэтому установки в строй вернули. Странно, почему автор об этом не знает.

Уже в ноябре - декабре 41-го были проведены два первых боевых обстрела позиций советских войск. В частности, 28 декабря 1941 года 8 выстрелов было сделано по форту «Риф».
 
[^]
bowsov
17.06.2019 - 11:08
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 14.03.13
Сообщений: 246
Была как-то статья в советском еще журнале. "Техника молодежи", наверное. Называлась она "Сухопутный линкор Александрова". Там с подробностями, схемами, рисунками, даже истории боев описаны были. И как "Дору" против них применяли.
 
[^]
freelancer1
17.06.2019 - 11:19
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.12.13
Сообщений: 3181
Хрен его знает, по мне так бесперспективно, сколько она выстрелов сделает пока её засекут, углы наведения в горизонте никакущие, доставка снарядов опять же.
 
[^]
Оюшминальд
17.06.2019 - 11:21
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.02.13
Сообщений: 2635
А про ещё одну чего не рассказал? Стоит в музеи РЖД, Санкт-Петербург. Рядом с Балтийским вокзалом. Видел когда её перегоняли с Шушар на Варшавский вокзал.

Это сообщение отредактировал Оюшминальд - 17.06.2019 - 11:22
 
[^]
NiceCat
17.06.2019 - 11:41
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.08.18
Сообщений: 1132
Цитата
Несмотря на гигантские размеры и внушительную массу, установка без проблем могла передвигаться на паровозной тяге по большей части железных дорог СССР.

А вот это под вопросом. Жд дорогу стараются делать максимально прямой, но все равно сушествуют радиусные участки. И на базу вагона такой длины они не рассчитаны. Так что далеко не везде агрегат мог пройти. Да и вес не на любую колею рассчитан.
А аппарат в самом деле уникальный. Представляю сколько продолбались когда тормозную систему делали.

Это сообщение отредактировал NiceCat - 17.06.2019 - 11:43
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 22908
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх