Особенностью этой пушки было отсутствие нарезов в стволе. Пушка разрабатывалась гладкоствольной, и вот почему: кумулятивные снаряды обладают большей пробивной способностью, если им не придавать вращательного момента.
Для пушки Т12 были разработаны специальные оперенные бронебойные снаряды, которым также не нужно было придавать вращательный момент. На расстоянии в 1 км эта пушка пробивала броню толщиной в 215 мм, чего в теории было вполне достаточно для борьбы с основными танками стран НАТО.
Естественно, что сразу возникла идея установки Т12 на танк, раз так вышло, что гладкоствольная пушка чуть ли не в половину мощнее, чем нарезная.
Однако на практике все оказалось не так просто. Разработанные для Т12 снаряды невозможно было использовать в танке по причине их размеров. Длина унитарного патрона была 1 200 мм, что совершенно нормально для артиллерийского орудия, но в танке с таким патроном развернуться просто нереально.
Поэтому гладкоствольную пушку для танка пришлось сделать из У-8ТС. В 100-мм пушке были убраны нарезы ствола, что увеличило ее калибр до 115-мм. Из-за отсутствия нарезов стало возможно значительно повысить давление пороховых газов и тем самым увеличить начальную скорость снаряда.
У новой пушки отсутствовал дульный тормоз, что приветствовалось военными. Ствол орудия был удлинен. Так на свет появилась первая в мире танковая гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот».
Вопреки многим опасениям, кучность стрельбы нового орудия оказалась на уровне лучших танковых нарезных артиллерийских систем того времени.
Базовая модель Т-54 тоже подверглась изменениям и доработкам. Курсовой пулемет на новом танке убрали, а способ крепления спаренного пулемета ПКТ был изменен в связи с заменой орудия.
Новая танковая пушка оказалась слишком тяжелой для имевшихся на вооружении орудийных стабилизаторов «Комета» и «Молния». Под новое орудие был разработан новый стабилизатор «Метеор».
Компоновка танка была классической: впереди размещалось отделение управления, за ним боевое отделение и в корме танка – моторно-трансмиссионное отделение.
С левой стороны отделения управления располагалось место механика-водителя, который попадал на него через люк, расположенный прямо над сидением в подбашенной бронеплите. За сидением в днище размещался запасной эвакуационный люк.