ЗавершающаяВ сентябре, под немецкими бомбами, КБ завода №37 дорабатывало чертежи и документацию. В своих мемуарах Николай Александрович Астров ярко описал самоотверженность работников КБ, которая позволила разработать новый танк в столь сжатые сроки: «Надо ли говорить, сколь короткий срок определили нам на доработку, размножение, рассылку чертежей.
КБ действовало круглые сутки, отдыхали, уткнувшись носами в чертежные столы. Не прерывались и при бомбежке, а когда бомбы падали близко, девочки-копировщицы плакали от страха. Слезы капали на сделанные тушью кальки, получались черные лужи – приходилось копировать снова».
Опытный образец Т-60 был готов, когда немцы уже подходили к Москве. Завод №37 успел выпустить 20 машин и отправился в эвакуацию, а Астров закрепил на броне бочки с горючим, сел за рычаги танка и погнал машину в Горький на ГАЗ налаживать производство. Этот пробег был зачтен как ходовые испытания.
Головные заводы по выпуску Т-60 эвакуировались за Урал (ХТЗ и №37), ГАЗ бомбили немцы. Не хватало квалифицированных рабочих; смежные заводы лихорадило, и они срывали поставки бронекорпусов и башен (Коломенский машиностроительный завод эвакуировался в Киров, Сталинградский тракторный завод выпускал Т-34 и часто не справлялся с дополнительной нагрузкой); станки были приспособлены под расточку деталей меньшего размера, и конструкторы на заводах иногда переделывали целые узлы, при этом не останавливая производство. И все-таки заводы дали столь необходимые фронту танки в установленные ГКО сроки.
В мемуарах Астров описал ситуацию 1941–42 годов так: «Но (не в похвальбу себе – так работали все!) сроки проектирования и освоения машин просто несопоставимы с сегодняшними. Болезни выжидания, опасения, часто надуманные, еще не владели людьми. Конструкторам верили все – от директора завода до последнего уборщика, и трудились беззаветно, не считаясь ни со своими силами, ни с временем».
Горьковский автомобильный завод наладил массовое производство Т-60 (1323 машины за 1941 год) с конца октября, через три месяца после начала разработки Астровым первых чертежей.
© Мемуары Н. А. Астрова