Всяко было...
"Необъявленная война в воздухе"
Даже если исключить искренне «континентальные» нарушения, многие из которых обширно известны (взять правда бы Пауэрса, сбитого в одна тысяча девятьсот шестьдесятом году над Уралом, истребление советского Ил-12 над Огромным Хинганом в одна тысяча девятьсот пятьдесят третьем году либо целую серию вторжений иранских самолетов разведки в 1963-1964 годах в пространство Туркменской ССР), происшествий хватает.
Авиационные случаи над морем и облеты кораблей — неотделимый признак межблокового противостояния времен холодной войны. Даже если исключить искренне «континентальные» нарушения, многие из которых обширно известны (взять правда бы Пауэрса, сбитого в одна тысяча девятьсот шестьдесятом году над Уралом, истребление советского Ил-Двенадцать над Огромным Хинганом в одна тысяча девятьсот пятьдесят третьем году либо целую серию вторжений иранских самолетов разведки в 1963-одна тысяча девятьсот шестьдесят четыре годах в пространство Туркменской ССР), происшествий хватает.
1-е годы после 2-й мировой войны отличались, мягко говоря, неделикатным поведением прежних союзников в воздухе. В особенности это касалось Далекого Востока.
Знаменитый эпизод со штурмовкой приморского взлётного поля Сухая Речка восьмого октября одна тысяча девятьсот пятидесятого года, когда пара американских F-80, проникнув в воздушное пространство СССР, огнем бортового вооружения повредили семь стоявших на земле советских истребителей P-63 Kingcobra, был одним из самых громких, но далеко не единственным.
восьмого апреля одна тысяча девятьсот пятьдесят года. В окрестностях советской базы Лиепая (Латвия) четверкой истребителей Ла-одиннадцати из состава тридцати-го истребительного авиаполка сбит американский самолет-разведчик PB4Y, вылетевший из Висбадена. Машина была перехвачена и после отказа следовать на посадку обстреляна. Команда в составе десять человек погиб.
четвертого сентября одна тысяча девятьсот пятьдесят года. В Желтом море палубными истребителями F4U Corsair сбит советский разведчик Douglas A-20. Самолет вылетел из Порт-Артура и исполнял разведку авианосца «Вэлли Фордж». Команда старшего лейтенанта Карпаева в составе 3 человек погиб. Данный случай, как принято считать, сильно повлиял на степень вовлечения советских военных в разгорающийся раздор в Корее.
тринадцатого июня одна тысяча девятьсот пятьдесят два года. Американский разведчик RB-двадцать девятого, вылетевший из Японии, сбит над Японским морем советскими истребителями МиГ-пятнадцатого. двенадцать членов экипажа лишились жизни.
тринадцатого и шестнадцатого июня одна тысяча девятьсот пятьдесят два года. Над Балтикой советским МиГ-15 сбит шведский разведчик C-47. Через три дня там же обстреляна шведская летающая лодка PBY Catalina, отправленная на поиск выживших членов экипажа C-47. Лодка получила повреждения, приводнилась, команда подобран торговым судном из ФРГ.
восемнадцатого ноября одна тысяча девятьсот пятьдесят два года. Подлинный воздушный поединок на Далеком Востоке в районе мыса Гамова (у северокорейской границы). По советской версии, четверка истребителей МиГ-15 из 781-го истребительного авиаполка поднялась на перехват вторгшейся в воздушное пространство СССР группы самолетов, поднявших с американских авианосцев «Орискани» и «Принстон». По американской версии, все было напротив: корабельное соединение в Японском море подверглось советскому налету. В конце концов 12 американских истребителей сбили три советских самолета (пилоты погибли), один поврежденным смог дотянуть до аэродрома.
29 июля одна тысяча девятьсот пятьдесят три года. В районе острова Аскольд (под Владивостоком) сбит американский разведчик RB-50G, вылетевший из Японии. Атаку провела пара истребителей МиГ-15 капитана Александра Рыбакова и старшего лейтенанта Юрия Яблоновского. По советской версии, при попытке сближения с целью вытеснить «американца» из советского воздушного пространства тот открыл огонь по истребителям. По американской версии, МиГи догнали его уже за пределами региональных вод СССР.
восьмого мая одна тысяча девятьсот пятьдесят четыре года. Три американских разведчика RB-47 вторглись в советское воздушное пространство над Кольским полуостровом. Их штурмовали перехватчики МиГ-семнадцатого, после этого самолеты ретировались. Данный эпизод стал неприятным сюрпризом для аналитиков НАТО, считавших, что МиГ-17 еще не достигли оперативной готовности.
седьмого ноября одна тысяча девятьсот пятьдесят четыре года. Над Курильской грядой («около острова Хоккайдо», как дипломатично подмечают американские источники) пара самолетов МиГ-15 сбили разведчик ВВС США RB-29. Команда выбросился с парашютами, десять человек спасли, один утонул.
17 апреля одна тысяча девятьсот пятьдесят пять года. Над Камчаткой пара самолетов МиГ-15 сбили американский самолет-разведчик RB-47, команда погиб.
двадцать второго июня одна тысяча девятьсот пятьдесят пять года. Над Беринговым проливом советскими истребителями МиГ-15 был атакован американский патрульный самолет P2V-5 Neptune. Машина загорелась и совершила жесткую посадку на острове Святого Лаврентия. Из 11 членов экипажа четверо были ранены во время обстрела, шестеро получили травмы при посадке. Москва заявила, что случай случился «в условиях плотной облачности и плохой видимости».
двадцать четвертого декабря одна тысяча девятьсот пятьдесят семь года. Американский самолет-разведчик RB-57 сбит советскими истребителями над Черным морем.
первого июля одна тысяча девятьсот шестьдесят года. В двадцати 2-х км. севернее мыса Святой Нос (северо-восточная оконечность Кольского полуострова) сбит американский самолет-разведчик RB-47H. Самолет был атакован перехватчиком МиГ-19 из состава 174-го истребительного авиаполка (пилот капитан Василий Поляков). Из шести членов экипажа двоих подобрали советские суда, остальные погибли.
В самом начале 1960-х годов агрессивность противостояния у границ СССР некоторое количество снизилась, но советская авиация начала все активнее «ходить за угол» — постигать районы Мирового океана, где развертывались морские силы США и НАТО. Единовременно с этим возрастала напряженность на южных границах СССР.
15 июля 1964 года. Команда разведчика Ту-16Р (всего пять человек, командир — майор Леонид Кожарин) из состава 50-го отдельного далекого разведывательного авиаполка Тихоокеанского флота вылетел на разведку района в Японском море, где пребывал авианосец «Энтерпрайз». Самолет на базу не вернулся.
двадцать пятого мая одна тысяча девятьсот шестьдесят восемь года. При облете американского авианосца «Эссекс» в Норвежском море погиб самолет Ту-16Р из состава 967-го отдельного далекого разведывательного авиаполка Северного флота. При развороте на малой высоте самолет подполковника Плиева зацепил крылом воду и перевернулся. Команда в составе восьми человек погиб. Тела троих авиаторов были подняты американцами и позднее переданы советской стороне.
четвертого октября одна тысяча девятьсот семьдесят три года. Разведчик Ту-16Р подполковника Свиридова облетал авианосец «Джон Кеннеди» в Северном море. Пара истребителей F-четвертого Phantom II плотно контролировали данный облет (на дистанции 4-6 метров), причем так «искусно», что один из них пропорол килем обшивку Ту-16Р в 2-х местах. Тем не менее обе машины смогли возвратиться на свои базы.
двадцать восьмого августа одна тысяча девятьсот семьдесят восемь года. Еще один североморский Ту-16Р исчез в Баренцевом море после вылета на разведку натовского корабельного соединения. Второго сентября его осколки обнаружили норвежцы на острове Веры: машина столкнулась с каменной грядой. Команда в составе семи человек (командир — капитан Кудряшов) погиб.
двадцать шестого июля одна тысяча девятьсот восемьдесят года. Пара Ту-16Р авиации Тихоокеанского флота вылетела на разведку американского авианосного соединения в Японском море. На сопровождение поднялись японские перехватчики F-4EJ. Одна из машин (командир — майор Геннадий Каракозов) не возвратилась на базу по невыясненным причинам. По данным японских источников (команды десантного корабля «Нэмуро»), авария случилась в семьдесят милях к северо-север-западу от острова Садо (у побережья Японии) по той же схеме, что и с экипажем Плиева: самолет зацепил крылом поверхность воды при развороте. Японцы подняли из воды тела двух членов экипажа и фрагменты тела третьего.
4 апреля одна тысяча девятьсот восемьдесят три года. Шесть штурмовиков авиации ВМС США A-7 Corsair, поднявшиеся с авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз», имитировали ракетно-бомбовый удар по острову Зеленый (Малая Курильская гряда), вторгшись в советское воздушное пространство на глубину до 30 км.. Самолеты контролировались информационными средствами советской системы ПВО, впрочем командование не отдало приказа на перехват во избежание обострения обстановки.
13 сентября одна тысяча девятьсот восемьдесят семь года. Пилот 941-го истребительного авиаполка, старший лейтенант Василий Цымбал сопровождал на Су-27 норвежский разведчик P-3B Orion над Баренцевым морем. В процесе взаимного опасного маневрирования на малой дистанции (обе стороны обвиняют друг друга в провокациях) норвежец задел пропеллером радиопрозрачную законцовку одного из килей перехватчика. Отлетевшие лопасти пробили корпус «Ориона» и вызвали разгерметизацию. Тем не менее оба самолета смогли возвратиться на свои аэродромы.
шестнадцатого октября одна тысяча девятьсот девяносто шесть года. Ядерный крейсер «Петр Величайший», проходивший испытания на Балтике, «пасла» пара самолетов-разведчиков ВВС Швеции (переоборудованных истребителей Saab Viggen). Единовременно крейсер «обеспечивала» амфибия авиации Балтфлота Бе-12. Шведы пристроились к несуразной «Чайке» и начали играть в обычно небезопасное маневрирование. В какой-то момент пара не совладала с «задачей 3 тел» на малой высоте, и один из шведских самолетов кувыркнулся в воду. Пилот погиб.
http://1nnc.net/opk/769055.html