Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
RecRec
1.03.2016 - 02:12
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
130
У автовладельцев Советского Союза не было такого огромного выбора средств и систем для противодействия Юрию Деточкину и его коллегами, какой имеем мы сегодня… Но иногда преступников в салоне угоняемой машины встречали весьма необычные охранные устройства: на ретро-тест Kolesa.ru попал редкий гаджет — советская автосигнализация с обратной связью, выпущенная на оборонном предприятии!

13 фото via

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:13
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
«Сигналка от Сергея Ненашева»

Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991 года. А пришлось это кино к слову потому, что устройство, попавшее ко мне в руки, буквально пропитано духом того фильма, и даже год практически совпадает! Впрочем, обо всем по порядку…

Молодое поколение автовладельцев равнодушно относится к сигнализациям с обратной связью, представляя их чем-то самим собой разумеющимся... Однако в годы эдак восьмидесятые на брелок с дисплеем смотрели бы, как на нечистую силу! Крошечная коробочка сообщает вам о происходящем внутри и снаружи автомобиля за сотни метров, отправляет сигнал на автозапуск и совершает множество других «чудес». Впрочем, в эпоху, когда «компьютеры были большими», некоторые аналоги современных технологий все же встречались — правда, были они весьма примитивными вкупе с гигантскими размерами... Знакомьтесь — советская автосигнализация «с обратной связью» под названием «Веста-М» — устройство, оповещающее владельца автомобиля о попытках угона по радиоканалу!

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:14
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Гаджет из своей коллекции отечественной ретро-электроники предоставил на тест читатель, с гордостью заверив, что информации по этому устройству мы не найдем ни в Гугле, ни в Яндексе. Как ни странно, так оно и оказалось — описаний этой системы, фотографий, сканов инструкции, упоминаний на форумах или в соцсетях — просто нет! Можно с большой долей вероятности предположить, что прибор был выпущен малой партией, как экспериментально-конверсионный.

Полное название системы — весьма замороченное: «ССД-1 система сигнально-дистанционная Веста-М». Производитель «Весты» — аж само НПО «Орион», известное, как «почтовый ящик». Основанное еще в 1946 году академиком Вавиловым, объединение и по сей день является единственным научным центром в России, занимающимся разработкой твердотельной фотоэлектроники — электронно-оптических преобразователей для приборов ночного видения, тепловизоров, электронных микроскопов и т. п.

«Элитное происхождение» характерно для сигнализаций такого типа — свою разновидность автомобильной радиоохранной системы, почти близнеца «Весты» выпускало, к примеру, Саратовское электроагрегатное объединение СЭПО — не «почтовый ящик», конечно, но одно из ведущих предприятий ВПК, на минуточку…

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:14
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Конструкция и функции

«Веста-М» состоит из двух модулей — автомобильного и носимого. Автомобильный питается от бортовой сети 12 вольт, а носимый — от девятивольтовой батарейки, на что указывают шильдики, различающиеся напряжением питания.

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:14
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Собственно, принцип монтажа и применения системы несложен. Автомобильный модуль устанавливается в салоне машины — он рассчитан на простейшую инсталляцию, для которой не требуется никакой электрической коммутации и арматурно-слесарных работ — иначе говоря, не требуется навыков.

Провод питания салонного модуля элементарно подключается к прикуривателю, после чего сам блок кладется под сиденье или в бардачок — длинный шнур это позволяет. После этого растягивается антенный провод длиной около двух метров — он приклеивается скотчем к стеклу задней двери со стороны петель или прокладывается по спинке сиденья. Собственно, монтаж закончен — устройство находится в дежурном режиме и при помощи датчика вибрации отслеживает колебания кузова, возникающие при попытке сесть в салон или снять колесо.

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:15
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Мобильный блок, крупный кирпич размером с портативную радиостанцию — приемник. Выражаясь терминологией современных «охранок» с обратной связью, это... брелок! Покинув автомобиль на парковке неподалеку от дома, владелец забирает приемник с собой, ставит его дома на подоконник, выдвигает антенну и включает. Как только в машине срабатывает датчик колебаний кузова, из приемника раздается тональный сигнал — значит, нужно накинуть куртку поверх трусов, схватить на кухне топорик для рубки мяса и спешить на улицу защищать свою драгоценную девятку. «Низкая панель, короткое крыло», если вы понимаете, о чем.

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:15
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Особенности эксплуатации

«Девятки» в распоряжении редакции не оказалось — ни с коротким крылом, ни с длинным. Но позволим себе отступление от стилистики начала 90-х. Опробуем работу ретро-гаджета четверть века спустя после того, как он покинул заводской цех! Паркуем машину на обочине приблизительно в ста метрах от девятиэтажного дома. Подключаем питание автомобильного блока, разматываем по салону синий провод антенны. Приемник ставим на подоконнике окна квартиры на верхнем этаже, выходящего, что важно, на противоположную от машины сторону. Покачиваем автомобильный блок, добиваясь срабатывания датчика, слышимого на слух, и звоним помощнику — увы, сообщает он, связи нет… Начинаем экспериментировать с расположением провода антенны в салоне машины, и вот звонок по телефону от помощника — приемник запищал! Результаты эксперимента показывают, что дальность оповещения «Весты» в городских условиях не превышает дальность брелока 433 мГц средненькой современной «сигналки» и требует контроля...

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:16
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Кстати, для объективности уточним, что для подключения системы пришлось экстренно в полевых условиях заменить оригинальный штекер прикуривателя на современный — родной, как выяснилось, был склонен замыкать плюс и минус в разъеме машины!

По состоянию «как есть», мы заметили в «Весте-М» немало врожденных проблем… Главное, конечно, то самое подключение через прикуриватель — максимальное облегчение инсталляции устройства, рассчитанное даже на полную «блондинку», породило два серьезных минуса. Постоянное напряжение на прикуривателе после выключения зажигания сохранялось лишь на кондовых советских авто – то есть даже самую простенькую иномарку, появившуюся у граждан в 90-е годы, защитить «Вестой» без доработок (пусть и несложных) было нельзя…

Ну и вторая сторона легкости введения в эксплуатацию — простота выявления и отключения. Тонировка в ту эпоху была еще не в ходу, и обнаружить в прикуривателе штекер, провод которого уходит под сиденье, злоумышленнику было очень легко, просто заглянув в салон через окно. Хотя плюс это или минус — большой вопрос. Найдя «Весту», угонщик, скорее всего, просто переключил бы внимание на соседнюю машину. А нам, людям циничным, только того и нужно.

Еще один серьезный прокол разработчиков — избыточно массивный груз на длинной пластине контактного датчика колебаний (подробно о нем — ниже). Когда система не стоит на страже, а автомобиль движется, датчик реагирует даже на ровную дорогу и постоянно дребезжит! За счет гулкого металлического корпуса «Весты» в салоне стоит громкий непрерывный раздражающий перестук…

В принципе, нельзя сказать, что система такого типа архаична до полной непригодности в наши дни – вовсе нет! При определенной доработке и воплощении на современной элементной базе она вполне может быть полезна — в качестве дублирующего автономного устройства оповещения. Диапазон 27 мегагерц сегодня не подвержен глушению, в отличие от 433 мГц и GSM, поскольку злоумышленники знают, что в ассортименте массовых устройств автомобильной безопасности сейчас нет ничего, использующего эти частоты для связи. И если бы прибор был реализован покомпактнее, почувствительнее был приемник, имелся бы простейший цифровой код «свой-чужой», как в любых китайских радио-реле за 300 рублей, то он мог бы найти свое место в составе самодельной или «авторской» охранной системы...

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:17
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Внутреннее устройство

Финальная главка обзора будет интересна не всем — адресуем её тем, кто имеет радиотехнические навыки и заинтересуется потрохами «Весты-М»! Как выяснилось, схематехнически устройство обоих модулей достаточно примитивно, если не сказать хуже.

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:17
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
..

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:17
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Салонный блок

В схеме прибора опытному глазу отчетливо видно обилие деталей с содержанием тантала и палладия — фирменная фишка изделий советского военпрома. В гражданской технике такие компоненты почти не встречались.



Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:18
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Главный элемент устройства — уже помянутый выше недобрым словом датчик колебаний и вибраций, который реагирует на проникновение в салон или снятие колес. Он представляет собой классическую конструкцию колебательного датчика — пружинящая пластина с грузом, которая при раскачивании замыкает контакт. Решение архаичное и весьма крупногабаритное.

Колебательный датчик работает совместно с формирователем сигнала. Ведь короткое однократное срабатывание датчика породит такой же короткий звук в приемнике — его можно не заметить. Поэтому «качалка» датчика подключена к простенькой схеме — формирователю импульса определенной длительности.

Датчик «клюнул» лишь на мгновение, но электроника формирует сигнальный импульс фиксированной длительности — несколько секунд. Этот импульс на точно такое же время включает передатчик, работающий на фиксированной кварцем одной-единственной частоте — 26,945 мегагерц. В дежурном режиме потребление тока не превышает нескольких миллиампер, а в режиме тревоги передатчик кушает около 0,6-0,7 ампер, выдавая 2-3 ватта выходной мощности, которые в основном теряются впустую из-за несогласованной антенны внутри «металлической клетки» автомобильного кузова…

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
RecRec
1.03.2016 - 02:18
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9865
Мобильный блок

У приемника нет никаких органов управления или индикации — только тумблер включения. С одной стороны, это неплохо, но с другой — не очень. Хотя бы регулировка громкости не помешала бы… Конструкция приемника — весьма неудачна, он сделан по примитивной схеме прямого усиления с одноконтурным входом, что является причиной скверной чувствительности.«Кодировку» канала связи для защиты от посторонних сигналов и помех на рабочей частоте обеспечивает архаичный RC-фильтр, настроенный на частоту звукового тона пищалки передатчика.

Воплощение приемника – буквально на уровне радиокружка дома пионеров. Из-за халтурной схемотехники дальность действия сигнализации не превышает несколько сотен метров в городских условиях. Даже удивительно, что поделка является плодом столь авторитетного учреждения, как НПО «Орион». А ведь если бы конструкторы чуть больше думали о нуждах потребителя, глядишь, и получился бы вполне серийный продукт.

ВСЕ! Автор статьи: Евгений Балабас.


Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»
 
[^]
Болодя
1.03.2016 - 02:24
45
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.01.16
Сообщений: 160
А мой дядька, когда на рынок уходил, всегда бегунок с трамблера снимал! devil.gif
 
[^]
serge278
1.03.2016 - 02:29
18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.03.14
Сообщений: 2022
Цитата (Болодя @ 1.03.2016 - 02:24)
А мой дядька, когда на рынок уходил, всегда бегунок с трамблера снимал! devil.gif

И руль
 
[^]
masteran
1.03.2016 - 02:40
11
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.04.15
Сообщений: 114
А мой капкан на ночь ставил alik.gif
 
[^]
alxtan
1.03.2016 - 02:42
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.05.14
Сообщений: 1810
Я реле зажигания вытаскивал на "восьмерке". Правда это уже в 90-е а не при СССР было.
Зато из советского прошлого помню, как пугали организацией с такой же аббревиатурой как на первой картинке сигналки. ССД - Смерть Советским Детям lol.gif

Это сообщение отредактировал alxtan - 1.03.2016 - 02:45
 
[^]
lexytune
1.03.2016 - 02:58
6
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.04.11
Сообщений: 103
У меня у бати, на лобовом была наклейка красная рука, такие у всех были, он к ней что то типа магнита прикладывал, и тачка снималась с охраны rulez.gif
Да епт у всех такое было, колитесь sm_biggrin.gif gigi.gif
 
[^]
KV4777
1.03.2016 - 02:58
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.12.13
Сообщений: 5118
О, у отца была такая.
Недавно перепаивал адаптер от нее )
 
[^]
Brainkiller
1.03.2016 - 03:09
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.01.14
Сообщений: 1818
у меня в копейке в салоне есть размыкатель массы. небольшая такая коробочка, если не знать, фиг догадаешься что это.
 
[^]
Georgs
1.03.2016 - 03:22
41
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 3.03.07
Сообщений: 970
Ага.
Был под панелькой геркон, а в кармане иконка с магнитом.
Иконка на панели - машина заводится, иконки нету - нет ехать. biggrin.gif
 
[^]
Baronie
1.03.2016 - 03:23
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.02.16
Сообщений: 175
Я при СССР распорку на руль копейки ставил. И норм)
 
[^]
marc125
1.03.2016 - 03:33
2
Статус: Offline


Чеширский Кот

Регистрация: 23.08.13
Сообщений: 556
Я ставил подобную кому то на 24 волгу. Только там еще газ в комплекте был. Хозяин от установки газа отказался.
 
[^]
saiko
1.03.2016 - 03:48
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 22.04.14
Сообщений: 365
была такая, не настолько брутальная и серого цвета, светодиод ещё имелся..
магнитик прямоугольный был на лобовом, типа краскометателей стояло (нахуа?), датчик обьёма, секретные пускачи всякие... хосспади чо тока не было в ВАЗ 21013
Главное было щётки не забыть снять!
 
[^]
mrPitkin
1.03.2016 - 03:56
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.08.14
Сообщений: 51480
Цитата (alxtan @ 1.03.2016 - 04:42)
Я реле зажигания вытаскивал на "восьмерке". Правда это уже в 90-е а не при СССР было.
Зато из советского прошлого помню, как пугали организацией с такой же аббревиатурой как на первой картинке сигналки. ССД - Смерть Советским Детям lol.gif

Провода переставил на свечах и никто не заведёт))
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 40649
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх