7. Пиротехническое реле (иначе говоря, замедлитель) состоит из собственно реле и двух отрезков детонирующего шнура — для удобства включения в сеть.
Узелок завяжется
Как ни парадоксально, взрывникам довольно редко выдается случай увидеть взрывчатку своими глазами. К блоку подъезжает смесительно-зарядная машина — цистерна с четырьмя емкостями. В каждой емкости находится жидкость, которая сама по себе не взрывоопасна. Только будучи залитыми в скважину, эти четыре компонента смешиваются и превращаются в собственно взрывчатку.
Нам же посчастливилось наблюдать (разумеется, с безопасного расстояния) за редкой ручной закладкой. Взрывники формировали участок капитального съезда — дороги, по которой самосвалы и прочая техника выезжают из карьера на поверхность. Работа это тонкая и сложная, но объем ее невелик, поэтому дешевле заложить взрывчатку вручную, чем заказывать машину. Для нас же ручная закладка — уникальный шанс увидеть, что именно взрывается в скважинах.
Взрывчатое вещество на основе аммиачной селитры выглядит как продолговатый пакет, наполненный вазелиноподобным гелем. В ней используется аммонит — смесь аммиачной селитры с тринитротолуолом. Нужную консистенцию взрывчатке придают невзрывчатые горючие вещества. Перед тем как опустить пакет в скважину, его надрезают.
Привести взрывчатку в действие весьма непросто. Из школьной физики мы знаем о детонации — разновидности воспламенения, при котором внутри вещества распространяется ударная волна, инициирующая реакции горения. Чтобы спровоцировать детонацию во взрывчатке, необходим мощный импульс. Поэтому первой на дно скважины опускается шашка-детонатор — пластиковый цилиндр с весьма мощным тротиловым зарядом внутри.
Завести шашку-детонатор тоже не так просто. Для этого используется детонирующий шнур. Он представляет собой трубку (ее называют волноводом), которая заполнена детонирующим материалом. Чтобы шашка сработала, импульс должен распространяться вдоль шнура со скоростью не менее 6 км в секунду.
С помощью такого шнура можно организовать и все коммуникации в блоке. Чтобы соединить два шнура, достаточно просто связать их специальным узлом. Точно так же шнур привязывают и к шашке-детонатору. Чтобы определить очередность взрывания скважин, используют пиротехнические реле, или, проще говоря, замедлители. Они представляют собой химические патроны с двумя концами из детонирующего шнура и точно так же привязываются к общей сети.
Наконец, детонирующий шнур тоже необходимо завести, и для этого тоже нужен достаточно мощный импульс. Электрический детонатор хоть и выглядит как половинка шариковой ручки, требует весьма аккуратного обращения.
Подсоединив к цепи детонатор, взяв в руки динамо-машинку и размотав электрический провод, взрывники удаляются в бронированную кабинку в сотнях метрах от блока — укрытие взрывника.
Волоконные сети
Применение электрического детонатора и динамо-машинки может оказаться кстати в отдельных ситуациях, однако в целом эта технология считается устаревшей. В настоящее время вместо них чаще используется неэлектрическая система инициирования (СИНВ). В ее основе лежит волновод, похожий на детонирующий шнур, но отличающийся от него малым диаметром (со стержень шариковой ручки) и зарядом (0,02 г/м против 12 г/м). Инициировать СИНВ можно только специальным устройством. Система не боится электрических помех или случайного воспламенения. Между прочим, медная руда является проводником электричества, в карьере развернута мощная электросеть, и возникновение электрических наводок вполне вероятно. Именно поэтому электрические системы сдают позиции.
Огненное шоу
За полчаса до взрыва карьер пустеет. Из него вывозят всех людей, кроме взрывников, укрывающихся в убежище, технику отводят на безопасное расстояние в 150 м от блока. Незадолго до взрыва окрестности оглашает сирена. Те, кто собирается наблюдать за взрывом с борта карьера (это мы), воспринимают ее как театральный звонок.
Самое интересное для зрителя, особенно если у него есть бинокль, — поймать момент за доли секунды перед взрывом, когда по всему блоку с бешеной скоростью пробегает яркая искра детонирующего шнура. 6 км/с — это чудовищно быстро, но не настолько, чтобы ускользнуть от человеческого взгляда.
Дальше — гром, как в сильную грозу, и сразу же — продолжительный и вездесущий, будто бы окружающий все вокруг грохот, напоминающий то ли шум прибоя, то ли водопад. Это падают и катятся вниз бесчисленные осколки, которые еще недавно были монолитной твердыней из руды и камня.
Такое шоу труженики карьера наблюдают примерно дважды в неделю. Потом — дело техники: погрузка руды в самосвалы и вывоз из карьера, до 5000 тонн в день, 1 360 000 тонн в год.