Последний советский тяжеловес

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:05
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
202
Последней боевой машине, названной поначалу именем Сталина, суждено было стать одновременно и последним советским серийным тяжёлым танком. Он появился в тот переломный момент, когда по объективным причинам прервалась тенденция к постоянному увеличению веса новых тяжёлых танков. Лишённые возможности наращивать вооружение и защищённость боевых машин за счёт роста боевой массы, конструкторы применили при создании ИС-8 (он же Т-10) ряд оригинальных решений.

28 фото+текст, via-1, via-2, via-3

На фото: Тяжёлый танк ИС-8, весна 1953 года

Последний советский тяжеловес
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:06
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Конец недолгой эпохи гигантов

С конца 1943 года советские танкостроители неуклонно шли по пути увеличения веса боевых машин тяжёлого класса. К этому времени на начальной стадии проектирования боевая масса новых танков перешагнула психологическую планку в 50 тонн. Как исключение, здесь можно вспомнить недотягивавший до 50 тонн танк ИС-3, но эта машина фактически являлась результатом глубокой модернизации более раннего ИС-2. Интересно, что весной 1945 года на самом верху, в Главном бронетанковом управлении (ГБТУ КА), имелись сомнения насчёт целесообразности запуска ИС-3 в серию. Куда более перспективным казался тяжёлый танк Объект 701, который ещё на стадии проектирования имел боевую массу 55 тонн. Будущий ИС-4 шёл к серии тяжело: первые опытные образцы были готовы ещё к лету 1944 года, но машину постоянно переделывали, а в серию танк, разработанный в качестве ответа «Фердинандам», пошёл только в 1947 году. К тому моменту ИС-3 не только запустили в серию, но и успели снять с производства, выпустив 1555 танков.

При этом сам ИС-4 уже в 1945 году считался вчерашним днём. С зимы 1945 года началось проектирование нового тяжёлого танка, который получил индекс ИС-7. Под этим обозначением, а заодно и под индексом «Объект 260», скрывалось сразу 3 танка, которые значительно отличались по конструкции и характеристикам. Созданный в качестве противовеса немецкому сверхтяжёлому танку Pz.Kpfw.Maus, ИС-7 являлся самой совершенной боевой машиной в своём классе. Даже сейчас характеристики машины, облик которой окончательно сформировался в 1948 году, поражают воображение. При боевой массе в 68 тонн его максимальная скорость превышала 60 км/ч, а по вооружённости и бронезащите советская машина ничем не уступала немецкому 189-тонного монстру, кое в чём даже превосходя его.

На фото: Эскизный проект тяжёлого танка ИС-5, апрель 1949 года

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:08
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Между тем, рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с огромным трудом: в 1947 году выпустили всего 55 машин, ещё 155 танков изготовили в 1948 году. ИС-7 ожидала ещё более серьёзная проблема: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить. Боевая масса в 68 тонн означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность оказывалась весьма сомнительной. Такую махину выдержит далеко не каждый мост, в том числе и железнодорожный. Кроме того, возникал вопрос и с железнодорожными платформами необходимой грузоподъёмности. Сложности, обойдённые по ряду причин в 1941 году, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Возникли ровно те же проблемы, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, пойди они в серию.

Взвесив все «за» и «против», советское руководство приняло единственно правильное решение. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовало командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители Главного бронетанкового управления Вооружённых сил. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (в 1949 году выпустили последние 19 танков).

Согласно тому же постановлению, СКБ-2 ЧКЗ и филиалу опытного завода №100 (г. Челябинск) давалось задание на разработку тяжёлого танка боевой массой не более 50 тонн. В качестве основы для проектирования нового танка указывались узлы и агрегаты ИС-4, что должно было помочь ускорить разработку. В то же время, схема бронирования и общее построение корпуса должны были браться от ИС-3, как наиболее подходящего по боевой массе. Коллективу предъявлялись жёсткие сроки: первые три танка предполагалось изготовить в августе, а ещё десять, для войсковых испытаний, – в сентябре 1949 года. Итого на изготовление первого танка, который предстояло ещё и спроектировать, выделялось всего полгода.

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 24.11.2015 - 18:39

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:09
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Совместными усилиями

Для решения столь сложной задачи потребовалось объединение усилий двух конкурирующих КБ, параллельно занимавшихся разработкой тяжёлых танков. 19 марта 1949 года филиал опытного завода №100 вошёл в состав создаваемого ВНИИ−100 (г. Ленинград). Первым заданием, которое получил институт, как раз и стала разработка нового тяжёлого танка. Объединённый коллектив возглавил Ж. Я. Котин. В Ленинграде занимались проектированием, в то время как в Челябинске проектные работы воплощали в металле. При этом 41 человек из коллектива ВНИИ−100 был командирован в Челябинск. Так или иначе, но новая машина получила челябинскую «прописку». Боевые машины, которые разрабатывались в Ленинграде, шли с индексами 2##, в то время, как челябинские имели индексы 7##. Например, ИС-4 имел чертежный индекс 701 (объект 701), а ИС-7 – 260 (объект 260). Так вот, проектируемая машина получила чертёжный шифр 730, а в документах она нередко фигурировала как «объект 730».

На фото: Первый опытный образец ИС-5, осень 1949 года. Танк имеет вентиляторную систему охлаждения и трансмиссию по типу ИС-4

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:11
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
В некоторых публикациях говорится о том, что эскизный проект 730-го объекта был создан на основе ИС-4. На самом деле это, мягко говоря, очень спорное утверждение. Фактически новый танк, получивший индекс ИС-5, унаследовал от ИС-4 лишь двигатель В-12 и, на первом этапе, систему охлаждения с двумя большими вентиляторами. В остальном эта машина, эскизный проект которой представили в апреле 1949 года, оказалась представителем совсем иной школы. ИС-4, особенно его корпус и башня, проектировался по технологиям конца 1943 года. За это время в Челябинске создали ИС-3, практически не уступающий ИС-4 по бронированию, а в Ленинграде разработали ИС-7 в трёх вариантах, которые по концепции бронирования ушли по сравнению с 701-м объектом далеко вперёд. Остальные узлы и агрегаты за прошедшие 5 лет тоже претерпели многочисленные усовершенствования. В ходе проектирования ИС-7 целый ряд работ был проведён по ходовой части, трансмиссии и другим узлам. Кроме того, как уже писалось выше, проектные работы в основном шли в Ленинграде, так что опыт ленинградских танкостроителей в полной мере отразился на 730-м объекте.

При ближайшем рассмотрении корпус ИС-5 оказывается ничем иным, как творческим переосмыслением наработок по ИС-7 1948 года. Носовая часть с боковыми смотровыми приборами механика-водителя, кормовая часть с характерными скосами, V-образная форма нижней части корпуса с гнутыми бортами – всё это указывает на прямую преемственность 730-го и 260-го объектов. Ничего общего с ИС-4 не имеет и башня, представляющая собой сплав решений по ИС-3 и ИС-7. Ввиду того, что боевая масса ИС-5 не должна была превышать 50 тонн, впервые с 1942 года (то есть с КВ-1с) броневую защиту пришлось не усиливать, а наоборот, снижать. За счёт научно-исследовательских работ по теме повышения стойкости брони без её утолщения удалось воплотить ряд решений, благодаря которым ИС-5 оказался немного более защищённым, чем ИС-3. Тем не менее, по сравнению с ИС-4 и тем более с ИС-7 уровень броневой защиты, особенно в лобовой её части, упал. Таковой была плата за снижение боевой массы до 50 тонн.

Ещё одним проявлением своеобразного регресса стало вооружение. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала военных уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было невозможно. В итоге новый танк получил в качестве вооружения всё ту же Д-25Т. Таким образом, в плане вооружения и бронирования перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не концу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой войны.

На фото: До нашего времени сохранился третий опытный образец ИС-5. Это машина выпуска весны 1950 года, которую позже переделали в Объект 266. Под этим обозначением она и известна. В настоящий момент танк находится в экспозиции парка «Патриот» (бывший ЦМ БТВТ, Кубинка)

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:12
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Компромиссный танк

С очень похожими проблемами столкнулись примерно в то же время и американцы. Начав с 64-тонного T29 Heavy Tank, в течение нескольких лет американские танкостроители пытались довести до ума машины с боевой массой около 65 тонн. В 1948 году от концепции столь тяжёлых боевых машин американцы отказались. Когда советские танкостроители занимались 50-тонным ИС-5, их американские коллеги работали над тяжёлым танком T43, боевую массу которого ограничили 55-тонной планкой. В итоге, хотя серийный M103 Heavy Tank оказался тяжелее пилотных машин и весил 56,7 тонн, это было значительно меньше тех 65 тонн, которые весили американские тяжёлые танки во второй половине 40-х.

Платой за снижение массы стало более слабое бронирование. Особенно «пострадала» башня. Существенным преимуществом американского танка была 120-мм пушка, но при этом машина получилась очень большой. На схожем уровне оказались и характеристики английского FV214 Conqueror, хотя при этом машина оказалась ещё тяжелее, чем M103 – 65 тонн. Таким образом, можно говорить о том, что шаг назад примерно в одно время сделали все ведущие армии, но при этом американцам и британцам удалось усилить вооружение. Платой за это стали увеличившиеся габариты, а вместе с ними и большая боевая масса.

На фото: Установка вооружения в башне Объекта 730

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:14
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Несмотря на то, что вооружение и бронирование ИС-5 стали шагом назад, говорить об этой машине как о неудаче не стоит. На конец 40-х уровень брони, надёжно защищавшей от немецкой 88-мм пушки, вполне соответствовал мировому. Современной выглядела на тот момент и пушка Д-25Т, ведь противостояла новому танку не немецкая техника, а боевые машины бывших союзников.

Даже появившиеся в конце 40-х — начале 50-х годов средние танки M46 Patton и M47 Patton II не были полноценными противниками для ИС-3, не говоря уже о новой машине. Вплоть до появления на зарубежных танках 105-мм пушки L7 лобовая броня советских послевоенных тяжёлых танков надёжно защищала их от вражеского огня. Кстати говоря, обстрел корпуса ИС-5, проведённый в мае-июне 1950 года, показал, что лобовая броня выдерживает попадания 122-мм снарядов с дистанции 100 метров. Одним словом, в лице ИС-5 Советская армия получала вполне современный тяжёлый танк.
Как уже говорилось выше, довольно много технических решений перекочевало в новый танк с ИС-7. В их числе была прогрессивная подвеска, где в качестве упругих элементов использовались пучковые торсионы. Благодаря этой системе длину торсионных валов удалось существенно сократить. Остальные элементы ходовой части (катки, балансиры, траки и т.д.) представляли собой развитие конструкции ходовой части ИС-3. Ходовая часть выглядела похоже, но конструкцию довольно серьезно переработали, значительно повысив надёжность. Её выполнили таким образом, чтобы она без серьёзной переделки могла устанавливаться на другие боевые машины семейства ИС.

В середине 50-х новую ходовую часть получили ИС-2, ИС-3 и ИСУ, проходившие программу модернизации. Таким образом, новый танк и старые машины по ходовой части унифицировали. Использование 750-сильного двигателя В-12 позволило поднять (по сравнению с ИС-3) динамические характеристики. Максимальная скорость выросла до 42 км/ч. Специально для Объекта 730 разработали несколько вариантов планетарной трансмиссии. Следует отметить, что отдельные элементы нового танка испытывались на ИС-4 и ИС-7, облегчённых до массы в 50 тонн.

Эскизный проект ИС-5 был представлен комиссии в апреле 1949 года. К июню были подготовлены и рабочие чертежи машины. По ряду причин произошла задержка: первый корпус поступил на ЧКЗ только 30 июля, а второй – 9 августа 1949 года. Сборку первого опытного образца ИС-5 завод завершил 14 сентября. На танке стояла 6-ступенчатая планетарная трансмиссия от ИС-4. Испытания показали, что трансмиссия и вентиляторная система охлаждения не выдерживают заданный гарантийный километраж в 2000 километров. В результате на танк поставили 8-ступенчатую планетарную трансмиссию разработки ВНИИ-100. Кстати, она также имела отношение к ИС-7. Вместо вентиляторной системы охлаждения установили эжекционную, применявшуюся на ИС-7. В декабре 1949 года было изготовлено ещё два танка, которые приняли участие в зимнем этапе испытаний.

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 24.11.2015 - 18:15

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:16
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Переименования

Указанные в постановлении № 701–270сс танки для государственных испытаний начали изготовлять с полугодовой задержкой – в феврале 1950 года. Три танка закончили к 5 апреля и отправили в район города Ломоносова под Ленинградом, где они в течение апреля 1950 года проходили испытания. По их итогам были выявлены дефекты, исправленные на ЧКЗ, после чего в октябре-ноябре 1950 года танки проходили испытания на Полигоне (НИИБТ) в Кубинке. Ещё раньше, в июне-июле 1950 года, танки прошли испытания в Средней Азии. Всего за 1949–1950 годы было изготовлено 13 танков ИС-5, ещё 2 построили в 1951 году.

На фото: Серийный тяжёлый танк Т-10

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:17
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
В ходе испытаний в конструкцию ИС-5 постоянно вносились изменения, которые повышали надёжность машины. На танке отрабатывали работу различных систем, включая механизм заряжания. По итогам число изменений достигло такого объёма, что модернизированные ИС-5 решили переименовать. В начале 1953 года танк получил индекс ИС-8. С ним танк и пошёл бы в войска, но 5 марта 1953 года умер Сталин. Уже в мае 1953 года в переписке новый тяжёлый танк именуется исключительно как Объект 730. Вполне возможно, в военном руководстве решили перестраховаться, поскольку как раз весной и летом 1953 года шла борьба за власть в Политбюро. 26 июня 1953 года арестовали Л. П. Берию, а к власти пришел Н. С. Хрущёв.

Новый тяжёлый танк приняли на вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 28 ноября 1953 года. Этим же постановлением тяжёлому танку присвоили индекс Т-10. Первые 30 Т-10 выпустили в 1954 году, всего на ЧКЗ изготовили 190 танков первой серии. Символично, что машина, созданием которой руководил Котин, стала последней, носившей имя крупного советского деятеля. За 15 лет до этого тот же Котин руководил созданием тяжёлого танка СМК-1 (Сергей Миронович Киров), с которого началось обозначение советских боевых машин тяжёлого класса именами вместо буквенно-цифровых индексов.

На фото:Т-10, копия заводского чертежа

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:18
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной боевой танк.


Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:20
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
УСТРОЙСТВО ТАНКА Т-10

Т-10 («объект 730») имел сложную коробчатую форму корпуса с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта корпуса были составными, состоявшими из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным (как у Т-34) — для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии.

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 24.11.2015 - 18:40

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:21
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. Жесткость днища усиливалась вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для его посадки в танк имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора; один из них — ТПВ-51 — устанавливался в крышке люка, два других ТИП — в окнах верхней части лобовых листов корпуса.
Башня танка литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной — от 250 мм в носовой части до 40 мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки — семь приборов наблюдения ТНП. Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего.

Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим приводами.

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:21
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Основное вооружение Т-10 составляли 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ, установленные в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость ее бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 равнялась 5000 м, а с помощью бокового уровня — 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3-4 выстр./мин, а при заряжании вручную — 2-3 выстр./мин. На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету — в трех специальных патронных коробках. 550 патронов пулеметного боекомплекта находились в цинковых коробках.

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:22
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Танк был оснащен дизельным двигателем В-12-5 (12-цилиндровый 4-тактный V-образный жидкостного охлаждения, относящийся к дизелям типа В-2) максимальной мощностью 700 л.с. Он устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками. Запуск двигателя осуществлялся электростартером типа СТ 700А или сжатым воздухом. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, эжекционная. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа.

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:23
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
В топливную систему танка входило три внутренних бака — два задних емкостью по 185 л и один передний — 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, передний бак соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л. Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л.


Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:24
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК», обеспечивавшей восемь передач вперед и две назад, и двух двухступенчатых (с простым шестеренчатым и планетарным рядами) бортовых передач. Главного фрикциона в его классическом понимании в трансмиссии не было, нейтральное положение в механизме передач и поворотов получалось при выключении механизма перемены передач. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода.


Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:25
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Ходовая часть танка Т-10 состояла из ведущих колес заднего расположения, которые имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту также располагалось по 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка независимая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве подрессорников применялись буферные пружины. Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой цепи — 88. Шаг трака — 160 мм, ширина — 720 мм.
Система электрооборудования однопроводная, 24-вольтовая, состояла из генератора Г-74 и четырех аккумуляторных батарей. Для связи на танке установлена радиостанция 10РТ-26Э и танковое переговорное устройство ТПУ-47-2 на четырех абонентов.
Также в танке имелась автоматическая углекислотная система ППО с термозамыкателями. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5.



Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:26
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Т-10А

В 1950 году в КБ Кировского завода (СКБ-2, а с 1951 года Особое конструкторское бюро танкостроения — ОКБТ) были начаты работы, направленные на повышение огневой мощи танка Т-10 за счет стабилизации его вооружения. Это позволило бы существенно поднять вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу. Дело в том, что с момента своего рождения в 1916 году и включая все годы Второй мировой войны, танку, для того чтобы сделать прицельный выстрел, приходилось останавливаться на поле боя на 2-3 минуты — «стрельба с коротких остановок». В этих случаях наводчик, обнаружив цель, командовал механику-водителю: «Короткая», и водитель останавливал идущий в атаку танк. Наводчик уточнял наводку орудия, производил выстрел, и танк снова двигался вперед. Такой метод стрельбы снижал темп атаки, увеличивал время пребывания танка под прицельным огнем противотанковой артиллерии противника и делал его легкой мишенью на поле боя, поскольку попасть в остановившийся танк значительно проще. Иногда при особо высокой слаженности экипажа, когда механик-водитель обеспечивал прямолинейное движение по сравнительно ровной местности, наводчик мог произвести прицельный выстрел и без остановки танка — «стрельба с ходу». Однако статистика показывала, что в этом случае вероятность попадания в цель составляла всего 1-2% (из ста выстрелов попадали 1-2). Учитывая, что боекомплект большинства танков не превышал 50 снарядов, можно считать, что при стрельбе с ходу танк, даже расстреляв весь свой боекомплект, мог так ни разу и не попасть в цель.

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:26
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Для Т-10 конструкторами рассматривалось два варианта стабилизации вооружения. Первый — высокоточная стабилизация поля зрения прицела и силовая подстабилизация пушки и башни. Второй — силовая стабилизация пушки и башни, при которой орудие и жестко связанный с ним прицел постоянно следят за целью. Недостатком такого решения являлось то, что при заряжании, когда пушка блокировалась на заданных углах возвышения, наводчик лишался возможности наблюдать за целью. Первый вариант был лишен такого недостатка, что существенно облегчало условия работы наводчика, но был намного сложнее в изготовлении и эксплуатации. Тем не менее именно он и был выбран для стабилизации вооружения Т-10, и группа конструкторов ОКБТ, под руководством Г. Андандонского, в кооперации с Красногорским механическим заводом, разработала технический проект системы стабилизации вооружения Т-10. На первом этапе предлагалось стабилизировать вооружение только в вертикальной плоскости, колебания в которой имели наибольшее значение для точного поражения цели.

Такая система стабилизации испытывалась на опытной машине, зарегистрированной как «объект 267 сп.1» (первая спецификация). Ведущим инженером этого объекта стал Г. Андандонский. Для реализации своей идеи разработчики применили принципиально новый перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 (танковый перископический стабилизированный), в котором одно из зеркал перископа стабилизировалось в вертикальной плоскости при помощи гироскопического устройства. Прицел наводился по команде с пульта управления. Жесткой связи между зеркалом прицела и пушкой не было, ее точное наведение обеспечивалось за счет работы датчика, измерявшего разность углов установки прицела и пушки, по сигналу которого электрогидравлический привод обеспечивал точное наведения орудия. Такая система стабилизации получила название «независимой» или «с независимой линией визирования». Как показали испытания, она оказалась значительно эффективнее «зависимой» системы, принятой позднее, на среднем танке Т-54/55, где от датчиков гироскопа стабилизировалось орудие, а прицел имел с ним жесткую механическую связь (см. второй вариант стабилизации, описанный выше). Кроме стабилизированного прицела ТПС-1, танк имел также дублирующий его, обычный телескопический, прицел ТУП.

Модернизированное орудие Д-25ТС получило измененные привода для его сопряжения с одноплоскостным стабилизатором ПУОТ-1 «Ураган». В связи с установкой новых приводов орудия и для более рациональной бронезащиты была изменена форма его броневой маски и передней части башни. Характерным внешним отличием орудия Д-25ТС стало наличие на стволе эжектора (в виде цилиндрического утолщения вблизи дульного тормоза), который позволил существенно снизить загазованность боевого отделения во время стрельбы.

В середине 1955 года на Кировском заводе изготовили пять образцов танка «объект 267 сп.1», на которых провели полный цикл испытаний системы стабилизации основного вооружения.

Танк Т-10 с одноплоскостным стабилизатором вооружения был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-10А Постановлением Правительства № 649-378сс от 17 мая 1956 года и приказом Министра обороны СССР от 11 июня 1956 года. В том же году на Челябинском тракторном заводе началось серийное производство таких машин, получивших объектовый номер — «объект 730А». В 1956 году успели построить 30 танков Т-10А.
Одновременно со стабилизацией орудия, на Т-10 был также внедрен ночной прибор механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48.

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 24.11.2015 - 18:27

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:28
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
ТТХ Т-10


Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:28
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
ТТХ Т-10М

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 24.11.2015 - 18:29

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:29
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
...

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:30
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
...


Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:30
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
...

Последний советский тяжеловес
 
[^]
KROVLJ
24.11.2015 - 18:31
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
...


Последний советский тяжеловес
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29908
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх