Деревянные шпалы
Первые железнодорожные шпалы изготовляли из древесины - легкообрабатываемого материала, всегда доступного в широких промышленных масштабах. Шпалы из этого сырья имеют множество достоинств:
легкость изготовления и обработки;
легкость, упругость и устойчивость к перепадам температуры;
обладают высокими диэлектрическими свойствами;
характеризуются хорошим сцеплением с щебеночным балластом;
отсутствуют ограничения по регионам, их укладывают как на новых железнодорожных путях с нестабилизированным земляным полотном и вечномёрзлым основанием, так и на направлениях следования тяжелых грузов;
на крутых кривых с радиусом больше 350 м возможно применение только деревянных шпал.
Длина деревянных шпал, выпускающихся в России, равна 280,275 и 300 сантиметров. Эпюра укладки шпал показывает, сколько шпал находится на одном километре пути. Это значение в разных странах колеблется от 1000 до 2200, в России по общему стандарту - 1440, 1600, 1840, 2000 шпал на километр. Стандартная для дорог России эпюра - 1840 шпал на километр.
Деревянные шпалы по форме сечения бывают:
обрезными (пропил с четырех сторон);
полуобрезными (пропил с трех сторон);
необрезными (пропил с двух противоположных сторон).