Есть праздники, приуроченные к годовщинам сражений, побед и революций. А есть даты, словно в шутку чествующие «несерьезных» героев. Вот, например, 1 марта – Всемирный День кошек. А между прочим пушистые хищники играли свою роль в политике с древнейших времен.
Культ кошачьих царил в Древнем Египте. Они считались проводниками в иной мир, и многие Б-ги изображались в виде кошек: Баст, Сехмет, Изида, Осирис… Для фараонов была выведена особая порода - мау, на лбу которых красовались полоски в форме скарабея – символа бессмертия. В знак траура по кошке брили брови, за ее убийство могли и казнить. В некоторых местах питомиц мумифицировали и хоронили в золотых саркофагах.
Для охраны японских императоров от потусторонних сил были выведены безхвостые бобтейлы: считалось, что в хвосте могут обитать злые духи. Их водили на золоченных поводках и присваивали титулы: так при дворе императора Отодзё служила «Старшая фрейлина Внутреннего Дворца».
В Сиаме короли также держали кошек для охраны дворцов. Предполагалось, что обладающие феноменальной внимательностью и легковозбудимым характером «сиамки» быстро сигнализируют об опасности.
В Европе пушистые спутники были привилегией знати. Известный «кошатник» кардинал Ришелье держал 14 питомцев, которые сопровождали его в поездках и были упомянуты в завещании. Он стал первым в Европе «заводчиком» ангорских кошек – их привез из Анкары его друг, историк Николь-Клод Фарби. Первый министр Франции отличался своеобразным остроумием при выборе кличек - Газетта, Сумиз (женщина легкого поведения), Людовик Жестокий, Люцифер…
Английская королева Виктория владела двумя синими персами, и говорила, что это «единственные придворные, которые не умеют льстить». Она же начала разводить в Англии «русских голубых» - первые «экземпляры» приплыли на торговых судах из Архангельска, и поэтому их называли «голубые архангелы».
В России мяукающих хищников почитали скорее как хозяйственную ценность. Например, в Своде законов «Правосудие митрополичье» за похищенную кошку полагался такой же штраф, как за украденного вола.
Любимым котом Петра Первого был черный беспородный Васька, привезенный из Голландии. А его дочь Елизавета I положила начало кошачьей дворцовой династии - в 1745 году издала «Указ о высылке ко двору котов», по которому из Казани в царские покои доставили крупных крысоловов. Основной задачей переселенцев была ловля мышей, поэтому по высочайшему повелению их «кормили мало».
При Екатерине II разросшееся кошачье «поголовье» распределили на комнатных и надворных. Тогда же в Зимнем появились ангорки - их преподнес императрице князь Потемкин как трофей в ходе русско-турецкой войны. После пропажи одного из котов «сераго с серыми же лапами» Екатериной был издан указ, повелевавший найти зверя. А в записях от 14 марта 1777 года отмечено, что «отдано биксешпагеру Функу на корм американской кошки 3 руб. 10 коп.»
Слухи об увлечении императрицы породили легенду, что местечко Потеряй Кошки (сейчас – Ивановская обл) названо в честь пропавшей любимицы царицы. Тем более, Екатерина в ходе поездки по Волге в 1767 году была в здешних краях. Однако, «пушистые фрейлины» ни при чем - название произошло от морских «кошек», т.е. якорей, которых в тех местах было сложно установить из-за сильного течения.
Даже знатный «собачник» Николай I в юности имел питомца, которого в письмах называл «мой дорогой кот». А в семье Николая II мирно ладили двое кошачьих – «сиамец» дочери Татьяны и беспородный кот Зубровка цесаревича. Оба зверя пропали во время революции.
Кошек любил и Уинстон Черчилль. Его Нельсон (названный в честь адмирала) «принимал участие» в военных советах в годы Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании шутил, что «кот делает для победы не меньше меня самого». Потом его сменил Джок, без которого Черчилль не садился обедать.
Забавно, но к кошачьим был неравнодушен и вождь мирового пролетариата. Ленину не дарили персов и ангорок – зато он подбирал бездомных котят. Слухи о добросердечии Ильича дошли до иностранцев, и однажды американская журналистка спросила у Крупской – «где же живут 13 кошек мистера Ленина»?
Конечно, современная фелинология развевает чары об астральном начале и охранных способностях кошек, однако это не умаляет их политической роли. Ведь возможно присутствие пушистых любимцев смягчало сердца правителей, а значит спасало кого-то от монаршего гнева?
http://www.diletant.ru/blogs/38006/8052/