Итак, любой приезжий, попадающий в другую страну с отличным языком , разумеется, сталкивается с проблемой общения с аборигенами. Норвежский язык... какой он , спросит кто нибудь , трудный ли в изучении, легок ли в освоении. Ответить односложно невозможно. Для начала огласим в который раз , что официальных языков ( ну как , например в Канаде их два) в Норвегии заявляется три: букмол( типа чистА норвежский язык), нюношк( новонорвежский ) и саамский ( это такой народ , вроде наших жителей крайнего севера. Далее начинается самое интересное и наверное геморное положение дел с пониманием местного населения. В каждой местности присутствует свой диалект .Отличаться эти диалекты могут довольно разительно. Бытует мнение, что нередко случаются ситуации, что аборигены не всегда понимают друг друга. Что же тогда делать иностранцам … Не секрет, что для них в Норвегии существуют школы по изучению языка, куда ходит взрослое население .Обучение бывает дневное и вечернее . Вечернее отделение , как правило , напоминает старую советскую ШРМ ( показанную в к\ф Большая Перемена), так как туда по вечерам ходят, в основном , работающие люди , или те, кто просто считает для себя необходимым освоить норвежский. Обучение это платное и за один учебный семестр составляет около 250 долларов. Дневное отделение – совсем другое дело. Ты просто ходишь в школу с утра – а с утра учиться намного легче( ты ведь не устал на работе) и плюс то , что за дневное обучение ты еще и получаешь деньги от государства(как зарплата). Правда, такую привилегию имеют всякие беженцы из африканских и других стран. Несмотря на это, особого старания и прилежания , к примеру, афросомалийцы , не проявляют. Напротив, ходят на занятия только для галочки, дабы не потерять кормушку. При этом ведут себя достаточно нагло , порой вызывающе по отношению к общему порядку школы. Никаких заданий не выполняют, постоянно « забывают » что- нибудь дома ,из–за чего преподаватель смиренно направляется во время урока в учительскую, дабы принести ручку или карандаш очередному забывшему что-то дома. В добавок ко всему , нередко устраивают некие религиозные манифесты , как например ,внезапно могут посреди урока встать и безапелляционно заявить : типа , у нас , вообще то , наступило время молиться. И все валят в сторону комнаты отдыха , где стоят всякие кресла, кофемашина, микроволновка и прочее. Там они расстилают на ковре свои тряпочки и начинают молиться. Ах да…чуть не забыл- перед тем , как молиться , они должны помыть ноги. Разумеется , моют их они в туалете в раковине умывальника , оставляя нередко после себя грязные пятна на фарфоре. В общем, в Норвегии им живется неплохо. В школу они могут ходить лет по 10. При этом вовсе не факт, что все осваивают язык. Если нет желания, в Норвегии никто ни к чему не принуждает. Матушка Норвегия очень добра и милосердна. Приютит и согреет даже чужих деток . Ведь они так страдают у себя на родине.
Один сомалийский паренек поведал нам как- то один из путей , как попадают некоторые его сограждане в страну в лагерь для беженцев. Путь в общем нехитрый: собирается группа единомыщленников ( по теме :валить надо братцы отсюда), обращаются к некому негоцианту с просьбой подсобить в этом вопросе. Платят ему по ннной сумме денег и собирают чемоданы.
Этот нехороший парень делает им всем поддельные паспорта , по которым они потом прилетают в Осло в Gardemoen Airport. После прохождения паспортного контроля у них эти паспорта изымаются и тут же на месте уничтожаются, а далее , этот кекс говорит своим соотечественникам что -то типа : буэнос ночес , амигас!( ну в общем что- то вроде этого на родном языке ) и сваливает на родину с обратным аэропланом .Он то, в отличии , от этих отщепенцев , родину свою сомалийскую очень любит .Будем условно так считать.
А наши герои направляют свои лыжи к ближайшему полицейскому отделению и начинают гнать свою всем известную песню о том, что убежали они от ужасов войны и что нет уже больше никаких сил слышать свист пуль за своими ушами. Далее их направляют в лагерь ( азюль – моттак ) , ну типа приемник –распределитель беженцев. Про беженцев вообще очень хорошо написал публицист Сафин Эд .С удовольствием прочел его некоторые рассказы и хочу поделиться ссылкой -
http://world.lib.ru/s/safin_e/as-1.shtmlЯ долго думал, почему русские так ревностно внимают всяким рассказам про всяких иностранцев , какие они тупые .Почему мы смеемся над плоскими шутками , произнесенными с сильным акцентом? У меня одна версия- все русские- в глубине души , немножечко расисты. Нас так воспитали. Достаточно вспомнить легендарный кинофильм «ЦИРК» . По сегодняшним европейским меркам – крайне неполиткорректный фильм. Чистой воды имперская пропаганда- мы круче всех , мы великодушны и прощаем этой женщине то, что она связалась в свое время с плохой компанией.
Но пора вернуться к нашим баранам. Автомобилям то есть.
Вернее , к работе иностранца на автосервисе. Возможно, ( склоняюсь к мысли , что скорей всего- однозначно) , попал я не на самую хорошую работу , приехав в Норвегию. Как говорится , первый блин комом. Кроме того, в разговорах с коллегами по работе, я узнал, что наш босс очень жадный человек. Говоря более конкретно, платит он зарплаты своим норвежским работникам заметно ниже , по сравнению с такими же автомобильными дилерскими конторами. Не раз видел парней, которые , как мне сообщалось, ранее работали здесь, а потом перешли на работу к примеру на Тойоту, где уровень зарплат несколько выше( да и бизнес у них , похоже , идет намного успешней).В общем, сбежали от него.
В основном , норги, очень доброжелательные люди. Напрочь отсутствует некая агрессивная составляющая , нередко встречающаяся у наших соотечественников( особенно, находящихся на руководящих должностях). Никто никого ни к чему не принуждает.
Демократия в чистом виде. В буфете обедают работяги и хозяин фирмы за одним столом. Вспоминается прикольный случай. Однажды босс что-то делал для своей машины на моем подьемнике и разлил какую- то жидкость. Придя утром на работу, я обнаружил странную лужу , происхождение которой понять не мог. Спросил у коллеги ( парень лет 20, очень хорошо ко мне относится , помогал мне во всем и всегда , пока я работал у них ) , на что он ответил , что ,видимо , это босс вчера вечером что то делал и загрязнил пол.
Потом он исчез и вернулся через 2 минуты с сами боссом и разве только не ткнул его туда носом , говоря при этом примерно такие слова: ты вчера сделал грязь , а Игорь( это я , типа) тут порядок наводил, так что ты должен за собой убрать. И самое интересное , что босс как то даже виноватым тоном ответил, что прямо сейчас он убрать за собой не может- надо уезжать по делам и сделает это немного попозже .
Так же заметил, что у норгов практически не делается никаких различий по возрасту в одном коллективе. То есть дядька 55 лет может спокойно болтать с 18 летним юношей на любые темы. Не знаю, надо ли упоминать , что в норвежском обиходном языке не существует уважительного « ВЫ « ( по аналогии с английским языком, однако само по себе слово ВЫ есть, но применяют его, как правило, при обращении , например , к королю или еще к каким нибудь шишкам.)
Не стоит , однако , думать, что в Норвегии живут , исключительно , доброжелательные и толерантные к иностранцам люди. Иногда попадаются и те, кого немного раздражает иностранец , плохо говорящий и плохо понимающий речь. Следует добавить , что попал я в местность с диалектом, который достаточно сильно отличается от языка , на котором ведется теле и радиовещание. Происходит буквально следующее- в языковой школе ты учишь официальный язык, однако , при этом тебе постоянно показывают на некоторые отличия в произнесении некоторых слов например в столице .А наутро , приходя на работу , погружаешься в еще один язык, который вообще , мало похож на тот , какому учат в школе. И не стоит забывать, что далеко не все аборигены хорошо обучены грамоте своего родного языка. При работе мне приходилось читать наряды на работу и нередко , я подходил к коллегам и они мне обьясняли смысл непонятных мне слов . Однако и тут случались ситуации, когда они сами не могли понять смысл написанного и уже подходили к тому человеку , который этот наряд выписал .Что можно требовать от иностранца. Надо повториться, подавляющее большинство сотрудников настроено было ко мне доброжелательно с пониманием относились почти все. Однако были и такие , кому не очень нравилось присутствие русского на фирме. Это был приемщик по работе с клиентами. С английским у него было не идеально ( или он просто ленился со мной обьясняться ) , но я чувствовал, что он прилагал усилия вести себя корректно , общаясь со мной. Однако , при первом удобном случае , например при любом мелком косяке , он старался сразу же выставить меня необразованным и вообще -человеком бесполезным для фирмы. Приведу несколько примеров. Однажды, получив наряд , в котором было предписано , в числе других работ, проверить попадание воды через уплотнитель ветрового стекла ( так как клиент жаловался на частые появления луж воды на полу ) . Ну , в общем, пока я делал все остальное, заметил порванный резиновый рукав переход для кабеля из кузова в дверь. Я подозвал этого приемщика и показал на порванную резинку и сказал, что вода , наверное ,может попадать в салон через эту резинку , на что он кивнул , типа ОК , выгоняй машину, клиент уже пришел и расплатился. На следующий день клиент приехал опять с жалобой на попадание воды в дождливую погоду и предьявил претензию, типа , почему вы ничего не проверили. Приемщик прибежал ко мне и начал махать нарядом и спрашивать – лил ли я воду на крышу чтоб проверить протекание. Не дождавшись ответа, исчез. Зато через минуту ко мне подвалил босс и позвал к себе в кабинет на разборки. Там он начал говорить, типа , ну вот… ты нас не понимаешь..у тебя плохо с языком,ты вот вчера не понял , что тебе в наряде написали, нам трудно с тобой работать и все такое. ( на тот момент я очень боялся потерять эту работу и немного очканулся ), собрался с мыслями и сказал ему , что я очень хорошо понял , что написано в наряде. Мне пришлось повторить по- норвежски, все что было написано там и плюс продублировать это все на английском. А по поводу воды в салоне , сказал, что я показывал приемщику обрыв резинки , но он вообще никак не прореагировал. В общем , мой ответ , условно, успокоил босса.
Но мне стало понятно, что приемщик меня потихоньку решил завалить. Я не сразу воткнулся в его методы черного пиара.
Самое любопытное , что все остальные коллеги видели и осознавали, что этот мужик катит на меня баллон. Однажды , перед традиционным собранием рабочего коллектива( которые регулярно проводили раз в месяц), они мне сказали: знаешь, ты должен сказать боссу , что этот парень к тебе плохо относится , босс примет меры . На что я , конечно же, отвечал, типа, вы что , ребята , я не могу так, у нас русских так не принято , жаловаться на плохое отношение как то недостойно и все такое( у нас другие методы). На это они с удивлением отвечали, что это нормально – сказать о том , что тебе не нравится.
Тогда я сказал- если вы видите все это и сами понимаете, может вы и скажете ему, в конце концов , мне просто трудно сформулировать такие мысли. Ведь я могу довольно сносно обьяснить ,например, про причину утечки масла , но такие темы для меня пока очень сложны.
Как ни странно, но они подняли этот вопрос , причем довольно твердо .Начал тот 20 летний парень , а потом уже тот самый веркмастер заявил боссу , что давайте, наконец, закроем эту тему, кто не в курсе , повторюсь- что мы( его коллеги по цеху) достаточно хорошо понимаем этого русского и нам не бывает трудно обьяснить ему , что мы хотим от него. В конце концов , если не по норвежски , то по английски все решается достаточно хорошо.
Босс это принял ко вниманию , кивнул, типа ОК, переходим к слеующему вопросу и все вроде наладилось. Приемщик стал вести себя намного более доброжелательно ( или притворяться : )
Однако, по характеру своей должности , он часто тусовался в кабинете у босса. И думаю, что песни пел про меня не самые милые.
Кроме того , на этом сервисе существует компьютерная система учета рабочего времени и нарядов выполненных работ. Работает это так. На фирме куча компов , соединенных в единую сеть . На каждом компе открыто соответствующее окно единой программной среды( вроде 1с бухгалтерии) в соответствии с особенностями рабочего места. Так, например, на складе были свои окна , на приемке свои, в цехе , где мы работали- свои. Приходя на работу утром, ты должен зарегистрировать приход , выбираешь свой номер, выбираешь номер категории ( например 01- приход- уход на работу, 02 начало работы с нарядом по автомобилю, 03 со скутером и тд) и начинается учет работы. Когда берешь наряд и работаешь с машиной, все должно фиксироваться и все что ты сделал к примеру за неделю, хранится в окне выполненных работ. В это окно , по идее , регулярно ,заглядывал босс. И из содержимого окна , собственно, он и должен был делать выводы об эффективности работы. Причем ,когда на регулярных планерках подводили итоги работы и выставляли рейтинг эффективности работы- я не был на последних местах.( сам удивлялся) . Но в последствии иногда замечал что из моего окна выполненных работ за месяц иногда пропадали наиболее значимые работы ( ну например , по замене сцепления или самой коробки передач), а оставлялись какие то пустяковые наряды по замене стеклоочистителей или лампочек. Склонен я предположить, что приемщик ( у него был доступ до редактирования большинства рабочих окон),таким образом , пытался нарисовать неприглядную картину мой эффективности в глазах босса. Когда я начал это понимать( то есть стало понятно больше информации в компе на норвежском языке) , к этой времени , мне уже не захотелось поднимать этот вопрос и выяснять – что происходит с нарядами.
И потом , время от времени , у них там были непонятки с сетью , и система регистрации нарядов просто висла, и потом приходил человек и исправлял все это. Поэтому , быть уверенным в чьей- то « диверсии» я не могу , а главное не хотел.
С компьютерными базами данных на автомобиль в Норвегии существует следующая система: так повелось, что регистрационный номер машины практически никогда не меняется с момента ее покупки и до утилизации. Эта особенность используется при поиске информации на конкретный автомобиль ( например при подборе запасных частей). Выглядит это так ( ну по крайней мере на форде это было так): вам надо заказать , к примеру, ремень ГРМ. Оговоримся сразу- никто там себе мозги не парит о том, какой обьем двигателя или тип его имеет машина. В специальное окно вносится норвежский регистрационный номер ну , например ,ZX20921 , и сразу же появляется вся инфа на этот автомобиль с главного форд портала и уже тут можно прочесть ВИН машины, тип двигателя, цвет и прочее. Тут же можно найти реальные электрические схемы и всю инфу на конкретный кузов. При остутствии нервежского регистрационного номера , можно написать просто ВИН и можно найти ту же инфу. Это используется у них , когда приезжает кто- то из других стран ( такое случалось часто - на кемпингбилях приезжают много туристов ( часть кемпингов сработано на шасси долбанных транзитов.)
И разумеется , все расходные части и масла применяют строго в соответствии с предписанием Ford-ETIS( есть такое отделение информационной поддержки). И если например, еще можно понять , довольно забавную ситуацию , когда приходишь на склад получить маленькую 5вт лампочку габаритного света( безцокольная ), то кладовщик знает, что эта лампочка применяется очень часто …но по образцу он выдавать ничего не будет. Он тупо пройдет все шаги внесения номеров машины и уже по ветке –наружное освещение-правая сторона и т д он найдет ( в который раз) FINIS код запчасти и потом выдаст ту же самую лампу. Ну хорошо… тут понять это занудство, наверное , можно или даже нужно. Нередки случаи, когда запчасть вроде такая , но не совсем такая.И тут без кода не обойтись. Но никогда не забуду случай , происшедший со мной с этими кодами и тупым следованиям цифре.
Как то раз, в одном наряде было предписано заменить все жидкости( положено по прошествии определенного срока).
Ну, все заменил, чин по чину. Настало время менять жидкость в ГУР. Слил ( точнее откачал) старую.Пошел за новой на склад. Кладовщик прошел все шаги идентификации машины и выдает мне бутылку жидкости… Читаю: масло гипоидное. Говорю кладовщику: не то , это не для ГУРа . Он проверяет все по новой , заявляет .. я проверил .Это как раз то. Ну , я пошел к другому парню( на другом компе) , он то же самое просмотрел и выдает мне туже бутылку с тем же номером гипоидного масла. Идем к веркмастеру , слышу, кладовщик , обьясняет ему: Игорь говорит, что у нас в компьютере ошибка( ухмыляется при этом) , пойдем ,глянешь? Ян Стеве с досадой отрывается от своей работы , идем все вместе к компьютеру. Проверяем.Опять тот же номер . Итак со мной начинают говорить уже твердо: слушай , хватит нас дурачить, заливай , форд- етис предписывает, значит им видней .Что ты время теряешь? Работа стоит, у нас наряды вон висят невыполненные, а ты разводишь сомнения…Короче заливай и не рассуждай. И тут я почувствовал некоторую досаду, типа : да х с вами, я залью.Дурное дело нехитрое.
Пошел , залил. ( причем масло вяяяязкое ) Завел машину и начал рулем крутить…..ГУР завизжал такими звуками , что я никогда не забуду…. Смотрю – бегут, руками машут-глуши мотор! Ты что не слышишь ? Насос сломаешь! Отвечаю- я вас предупреждал , вы сказали –заливай….Потупив очи, веркмастер цедит :ладно, сливай…щас чего нибудь найдем. В итоге побегал, нашел начатые флаконы гидрашки , принес и молча поставил передо мной .
Я попятался как то обозначить- типа , ну что, я же вам говорил !
В ответ ничего не услышал ни от кого.Тишина.
………………………………………………………………………………………………….
To be continued