Ну как же без этого. Вы же зайчиков смешных собирались разгрядывать, да соки-воды, а вам тут про гулаг да зэков, правда непорядочно с моей стороны?
Раз уж такой расклад пошел, то про Газ-51 действительно не нашел фотографий, но чтобы товарищам-поклонника товарища сталина и прочих савецких уебков не было сладко, НЕ ссллаясь на господина Солженицына (по просьбам трудящихся) привожу материалы из другого источника.
Итак, очередная порция "говенной правды". Кушайте, не поперхнитесь. И надейтесь, чтобы самим скоро в такой ситуации не оказаться. помощи ни от кого не будет.
Для начала ссылка. чтобы меня не обвиняли во лжи и накликательстве на "замечательную советскую жизнь":
http://www.armory-rus.ru/index/0-172Самые популярные названия спецмашины для перевозки арестантов - "черный ворон", "ворон",
"воронок". У старого лагерника Олега Волкова встречается еще одно: "На этом дворе
непрерывное движение машин, громоздких черных "воронов" и "воронят". ("Погружение во тьму")
Если между "вороном" и "вороненком" разница была в размерах, то "ворон" и "воронок"
подразумевали одну и ту же машину. Автозак (еще одно миленькое определение -
"автомобиль для перевозки заключенных!") могли назвать и "черным вороном", и просто
"вороном", и "воронком" - от перемены названий содержание не менялось...
Эпитет "черный" не всегда указывал на цвет - хотя вначале машины действительно
окрашивались в мрачно-темные тона. Однако в конце 30 - х "воронки" стали маскировать
под машины для перевозки продовольствия. Их красили в веселенькие светлые цвета,
на бортах красовались надписи "ХЛЕБ" или "МЯСО" (причем, как утверждает тот же России, -
на русском, английском, немецком и французском языках). Надписи могли варьироваться -
в зависимости от фантазии чекистов. В связи с этим "сидельцы" сначала пытались отличать
мрачные автозаки от веселых "хлебных" фургончиков. Один из лагерников сталинской
поры вспоминал о солидном дяде, вконец задуренном "предшествующими допросами,
перевозками в "черном вороне" (иначе: в "белой вороне", как мы называли машины,
закамуфлированные надписью "Хлеб") (Я. Харон. "Злые игры Гийома дю Вентре").
Однако - не прижилось: вскоре "маскировочных" фургонов стало слишком много,
и они уже в стае "черных воронов" не смотрелись "белыми воронами"...
А вот как описывал "воронок" ростовский писатель Владимир Фоменко, во времена массовых
репрессий - узник ростовского следственного изолятора:
...Спецмашина без окон. Не обязательно черная. Часто светлая, нежно-голубая.
Рядом с водителем - бдительный, безулыбчивый, вооруженный стражник.
Есть вооруженный стражник и внутри самой машины...
Размеры воронков разные; возили нас и в малых, и в крупных, но расположение внутри
всегда одно: длинный коридорчик, столь узкий, что продвигаешься лишь боком. Кабины
тоже узюсенькие, однако любого наигромоздкого арестанта... все равно всегда втискивают...
Рассадивший нас, захлопнувший за нами дверь кабины, тихий стражник остается внутри,
его самого запирают с улицы, снаружи, - и мы готовы.
Добавлю лишь несколько деталей. Кабинки в "воронке" арестантский народ зовет "стаканами" -
из-за их тесноты. Что касается отсутствия окон, позже гуманные чекисты исправили недоработку.
Репрессированный авиатор Николай Кекушев вспоминал: ...Нас заперли в фургончик с
надписью "Консервы". Таких фургончиков, весело бегущих по Москве, я много встречал до ареста.
Только не мог тогда никак понять: почему зимой сквозь в задней двери окошечко идет пар?..
С конца 30-х по нынешний день "черный ворон" уже практически не изменялся
(разве что окошек прибавилось). Но, возможно, это - лишь свидетельство его совершенства?