АГВТ — автомобиль газо-водяного тушения, предназначен для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и охлаждения объектов с помощью подачи на горящий фонтан мощной струи газо-водяной смеси. На автомобиле, в качестве энергетического источника создания газо-водяной струи, использован авиационный турбореактивный двигатель (на разных типах автомобилей устанавливаются разные двигателя) , при сжигании дизельного авиационного топлива выделяются продукты горения, в которые подается вода.
АГВТ представляет собой шасси транспортного автомобиля, на грузовой платформе которого расположена авиационная турбина. При сгорании топлива турбина образует поток отработанных газов с пониженным (до 14....16%) содержанием кислорода. В газовый поток с помощью стационарно установленных стволов (по бокам от турбины) подаётся вода. Газоводяной поток и является огнетушащим средством. Механизм тушения основан на снижении температуры горящего объекта в зоне подачи а также разбавлении горючих паров и газов инертными.
Автомобили газоводяного тушения маркируются буквами и цифрами. Например АГВТ-150: буквы обозначают что это Автомобиль ГазоВодяного Тушения. Цифры - расход огнетушащих средств (в килограммах в секунду) . Т. е. АГВТ-150 подаёт 150 кг парогазовой смеси в секунду. Опытным путём определено, что наибольший эффект даёт поток, в котором 54% воды и 46% отработанных газов.
Основные узлы автомобиля: подъёмно-поворотное устройство, ТРД, система трубопроводов для подачи воды в лафетные стволы и систему орошения, цистерна с топливом для ТРД, дистанционный пульт управления ТРД и двигателем автомобиля.
Для защиты АГВТ от теплового излучения используются пассивные (теплоизоляция и защитный кожух цистерны с керосином для ТРД, защитный экран над кабиной водителя) и активные средства защиты (комплект съёмных фартуков из асбестовой ткани для защиты бензобака, колёс шасси и аккумуляторных батарей, система водяного орошения, дистанционное управление ТРД)
Система водяного охлаждения состоит из горизонтальных трубопроводов, проложенных по бортам платформы, включена параллельно в основные трубопроводы через соединительные головки. Она имеет 9 щелевых насадок с подачей 2 л/с. Общий воды на систему орошения 18 л/с. Щелевые насадки защищают кабину водителя, цистерну, бензобак автомобиля и колёса.
Тактически автомобиль как правило используется в связке с пожарной насосной станцией (ПНС) обеспечивающей подачу воды (110 л/с на расстояние до 1,5 км) и автомобиля рукавного (АР) обеспечивающую прокладку магистральной линии большого диаметра (150 мм) . АГВТ устанавливается на подготовленной площадке (основная и несколько запасных, с учётом возможного изменения направления ветра) , подключается к магистральной линии и начинает подачу газоводяной струи для отсечения огня от устья пылающего фонтана (скважины) . Струя плавно следует вверх по горящему факелу до полного его затухания. Затем в дело вступают аварийные бригады нефтяников (газовщиков) которые ставят заглушку на фонтанирующую скважину.
Так же АГВТ можно использовать для дезактивации техники. Автомобиль способен обеспечить К=40....60 по дезактивации. Т. е. в 40....60 раз снизить радиационный фон объекта.