151
Возвращение Toyota Camry после угона из Казахстана
1) Сентябрь 2019 года угон авто в 8 утра с неохраняемой парковки центре Екатеринбурга. По камерам авто была замечено один раз через 15 минут после угона. Искать начали только вечером Несколько дней безрезультатно объезжали дворы.
2) Февраль 2020 года. Авто нашли на сайте kolesa.kz среди объявлений в казахском городе Атырау. Удалось найти неравнодушного, который съездил на просмотр. По его фотографиям еще раз убедились, что авто наш и узнали текущий российский госномер и VIN номер. Они соответствовали номерам другого авто, то есть угнанный авто стал клоном другого легального авто, находящегося в России. Хозяин оригинального авто в России по запросу следователя был опрошен и пояснил, что авто находится у него и границу Казахстана не пересекало.
Опасаясь, что угнанное авто скроется из виду, наш неравнодушный товарищ по согласованию с нами обратился в местную полицию с заявлением о том, что данное авто является угнанным в России. Приехал наряд полиции, продавца опросили. Он показал договор купли-продажи, претензий к нему не было у полиции, авто на штрафстоянку до выяснения обстоятельств задерживать не стали. Через 2 дня мы приехали в Атырау, дали объяснение в полиции, но машины след простыл. Уехали ни с чем.
3) В апреле 2020 года МВД России в Казахстан отправило международное поручение о задержании авто и выяснении всех обстоятельств.
4) В сентябре 2020 получили ответ на международное поручение от казахской полиции о том, что в Атырау авто нет. Продавца не смогли идентифицировать и опросить, потому что у него не было с собой паспорта.
5) В ноябре 2020 получили еще один ответ на международное поручение от казахской полиции о том, что авто с измененным VIN номером в апреле 2020 года было поставлено на учет в г. Алматы и 07.10.2020 г. была опрошена номинальная хозяйка. Она сообщила, что машину на нее попросил оформить ее знакомый, у которого были долги по алиментам. Этот знакомый за взятку поставил на казахский учет (получили казахские номера) по подложным документам без уплаты утилизационного сбора. Казахская полиция приняла решение провести экспертизу.
6) 09.10.2020 г. (то есть почти сразу после опроса номинальной хозяйки) авто было снято с учета и с большой долей вероятности в период до 29.12.2020 г. с авто продали некоторые запчасти - были заменены сидения с электро-регулировками на более дешевые и ободранные механические, задний диван, колеса установлены размером поменьше, заменен двигатель (на ввезенный в Армению из США), сняты хромированные молдинги внизу дверей, боковые зеркала заменены на дешевые без повторителей поворота и прочее…
7) 29.12.2020 г. казахской полицией была проведена экспертиза и авто вернули номинальной хозяйке.
8) С 30.12.2020г. по 24.02.2021г. авто официально с перерегистрациями перепродали 4 раза.
9) В мае 2021 года получили от казахской полиции результат экспертизы, который подтвердил, что машина наша и необходимо решать в судебном порядке вопрос права собственности на нее.
10) На основании экспертизы в августе 2021 из России ушло уточненное поручение о выдаче машины.
11) В сентябре 2021 года подали в суд по месту нахождения последнего собственника об оспаривании всех официальных сделок и возврате авто нам. В ноябре 2021 года авто было задержано на штрафстоянку в качестве обеспечения иска.
12) В январе 2022 года решение в нашу пользу вступило в силу. Помимо основного требования со всех собственников поровну суд в нашу пользу взыскал затраты на услуги адвоката (около 120 000 рублей). К настоящему моменту почти все деньги нами получены.
13) В феврале 2022 года казахская полиция отправило официальное письмо о готовности передать авто сотруднику полиции г. Екатеринбурга.
14) В конце июля 2022 года сотрудник полиции г. Екатеринбурга авто получил, оформил командировку, вылетел в Актобе, забрал авто и своим ходом приехал в г. Екатеринбург 12 августа 2022 года.
В ходе расследования были установлены интересные обстоятельства:1) Через несколько дней на угнанное авто был оформлен полис ОСАГО с госномером и VIN номером другого оригинального авто (с этими номерами мы его и нашли на первом этапе в феврале 2020 года). Причем полис был оформлен формально чисто во избежание привлечения внимания при встрече с сотрудниками ГИБДД в России: полис оплачен с банковской карты, но данные страхователя, водителя и плательщика были указаны подложные, а сам авто именовался как трактор (при этом VIN и госномер соответствовали номерам оригинально авто, под который был замаскирован угнанный авто). После получения полиса в него вручную на компьютере вносились нужные данные об авто и полис распечатывался.
Такой полис стоит 1 000-1 200 рублей и массового рекламируется в социальных сетях. Себестоимость такого полиса составляла 200 рублей для продавца услуги.
Продавца услуги мы установили, но только в виде номера телефона в whatsapp (бизнесс-аккаунт). Личность установить не удалось, номер телефона был зарегистрирован на номинала. Человек из whatsapp оказать содействие и предоставить информацию о покупателе услуги отказался – типа недавно купил аккаунт в whatsapp и информации о старых сделках у него нет.
Выписки по банковской карте, с которой был оплачен полис, были получены по запросу следователя и изучены, но установить заказчика услуги не удалось – по карте проходило очень много транзакций и было много транзакций по перечислению денег между другими счетами. Сама карта была виртуальной и выдана также на номинала.
2) Основной сайт по продаже автомобилей в Казахстане – kolesa.kz. В 80% случаев госномер скрыт автором объявления, но по остальным 20% можно сделать вывод, что продается множество авто на российских госномерах и большинство из них продали в Казахстан с висящими на них долгами в России в целях ухода от имущественной ответственности. Также нами были найдены два угнанных авто, о чем было сообщено инициаторам розыска.
3) Установить способ перемещения через границу Россия-Казахстан невозможно – либо своим ходом, либо в виде груза на длинномере или автовозе. На российской границе учет перемещаемых своим ходом авто не ведется. На казахской границе учет ведется, но дату пересечения границы нашим авто и данных водителя установить не удалось.
4) На стадии, когда автомобиль был найден в Казахстане (а равно другой стране), важно найти адвоката в этой стране. Нами было написано множество писем во все правоохранительные органы, но на обращения по электронной почте (это нам казалось самым верным и быстрым вариантом) нам не ответили ни разу. Ответы на отправленные почтой России или курьерской службой поступали только в виде отписки спустя 1-2 месяца после отправки. При этом на адвокатские запросы ответы поступали всегда информативные и в срок не позднее 10 дней с даты обращения. Кроме того, наш адвокат неоднократно участвовала в онлайн-приемах с руководством казахской полиции, в результате чего дело сдвигалось с мертвой точки.
5) После нахождения авто ехать в Казахстан (а равно в другую страну) имеет смысл только в случае, если вы готовы тайком угнать ее обратно в Россию без просуживания права собственности и международного поручения по линии полиции. Случаи очень рискованны, но существуют. Добровольно вам авто никто не отдаст. Ни «хозяин», ни местная полиция. Международное поручение работает, но ОЧЕНЬ долго. Зато в случае обратного угона шанс получить неизмененный в худшую сторону автомобиль гораздо выше.
6) В Шымкенте для русских законы не действуют (ни казахские, ни международные).
7) В плане установления угонщиков может помочь запрос сотовым операторам об активных абонентах в зоне угона. В нашем случае можно было запросить сведения о совпадении абонентов в месте угона и в месте, где авто проехало под камерой через 15 минут. Но суд отказал нашему следователю в таком запросе поскольку таким запросом «могут быть нарушены права неопределенного круга лиц». В другом известном нам случае суд разрешил такой запрос и угонщиков удалось выследить впоследствии.
8) Российская полиция работает, но сами раскрыть угон смогут маловероятно. Сила во взаимодействии пострадавшего и следователя.