Что ж, и я выскажусь по этой теме. Сразу после взлета самолет вышел на очень большие углы атаки, это мне напомнило крушение 737-го в реку Потомак (Вашингтон) 13 января 1982-го. Там из-за снега пилоты получил ложные сведения о мощности двигателей при взлете, снизили мощность турбин, а слой снега и льда на крыльях вызвал нарушение аэродинамики, в следствии чего нос самолета резко поднялся, тяги не хватило. Картины падения того 737-го и этого 747-4F аналогичные. То, что самолет начал заваливаться на одну из сторон напомнило мне катастрофу Boeing 747-400F EL AL 1862 в Амстердаме. Тогда сломались ломкие предохранители, специальная деталь крепящая двигатели к крылу. Из-за этого самолет потерял 2(!) двигателя и часть передней кромки крыла. Опять же уменьшение подъемной силы крыла, крен вправо, штопор и 747-й врезался в жилой массив. Но на National Air Cargo было видно, что все 4-е турбины были на месте, и вообще на самолете не было повреждений. Что еще мы знаем? 747-й был на высоте около 400-т метров (1300 футов), и был полностью загружен + топливо. Дальше...
Смотрел я два фильма, один ITVV Boeing 747 Virgin Atlantic, там удалось рассмотреть скорость выставленную на автопилоте. Эту скорость они устанавливают сразу после взлета. У нас есть 174 узла. Точнее когда убирают шасси. Время между отрывом и уборкой шасси не более 20 секунд. Второй фильм это Pilotseye TV "Los-Angeles". И там подсмотрел скорость - 173 узла.
Итого, судя по видео крушения 747-й National Air Cargo оторвался где то на отметке 175...182 узла. В обоих фильмах время между взлетом и уборкой шасси в районах 15 секунд. На видео крушения самолет вплоть до падения находился 16 секунд, ну и на глаз еще секунд 8..12 до того как попал в кадр регистратора. Значит приблизительно 26 секунд. Закрылки, опять же на глаз, были выпущены на 20 градусов, в фильмах, что у меня есть то же самое значение. Высота на которой пилоты убирают шасси в районах 700...800 фт. Но это в штатной ситуации. Судя по тому, что экипаж успел доложить на землю о чрезвычайной ситуации, проблемы у них начались сразу после отрыва. Длина полосы в Баграме 3000 метров. Длина разбега у 747-400F 3018 метров. Думаю 18 метров тут роли не сыграли бы. В общем, мое мнение, что взлет проходил вполне в штатном режиме:
-3000 метров;
-175 узлов;
-20 градусов закрылки;
Что происходило дальше известно только "черным ящикам".
Возможно и правда сорвался груз, но сколько я везде перечитал - то учитывая прочность креплений, маловероятно.
Может быть, что по каким либо причинам могло заклинить руль высоты. Помню пару крушений, в которых самолетом управляли за счет тяги двигателей. Если все турбины вывести на максимум, нос самолета поднимется, если тягу снизить - то опуститься. Но дело не в тяге, регулируя мощность турбин пилоты управляли скоростью самолета, если скорость высокая - самолет задирал нос, если низкая - опускал. Так могло случится и с этим рейсом, самолет мог опустить нос за счет того, что упала скорость. В общем это я к тому, что руль высоты могло заклинить по каким либо причинам, а упал борт носом вниз как раз из-за низкой скорости. В любом случае на авсиме встретил мнение, что эффективность руля высоты, да и вообще любой управляющей поверхности зависит от скорости, при низкой скорости пилотам возможно и не удалось бы опустить нос, используя штурвал.
Развивая дальше версию об отказе руля высоты почему то вольно не вольно вспоминаю про автопилот. В обоих фильмах и в руководстве к самолету указывается, что автопилот можно и даже нужно включать на высотах свыше 700 футов. Airbus A330 авиакомпании Qantas, рейс №72 из Сингапура в Перт. Осенью 2008-го случился сбой автопилота. Борт едва не погиб. Пусть и тоже маловероятная версия, но возможно, что автопилот дал сбой и на 747-м.
Еще один вариант это потеря тяги, опять же проблемы это автопилота, турбин или топлива - не известно. Если верить goriak-у и его координатам, то можно предположить, что действительно, сразу после отрыва самолет задрало вверх, а затем он рухнул.
Есть еще один интересный момент. В любом современном самолете есть FMC (Flight Management Computer), так вот перед взлетом в него вносятся данные о весе, количестве топлива, температуре и положении закрылков и еще ряд параметров (ночью туговато с памятью). Далее FMC рассчитывает скорости V1, скорость отрыва и V2. А еще он рассчитывает значение триммирования руля высоты, это скажем так коррекция своеобразная. Так вот если этот угол триммера был рассчитан неверно, самолет может либо не успеть оторваться от земли либо слишком сильно задерет нос при взлете, и тогда даже при всем желании, пилоты не смогут его опустить, пока не изменят значение триммера.
Кто знает, возможно и это могло пойти не так. В обстановке, которая сложилась в кабине пилоты могли и не заметить именно этой ошибки, или просто не подумать на триммер. Пока что в голову ничего другого не приходит.
Конечно жалко экипаж. Очень бы не хотелось, что бы причиной крушения признали человеческий фактор. С другой стороны даже не много "радует", что это грузовик, ведь окажись на месте этого 747-го аналогичный пассажирский, количество жертв исчислялось бы сотнями. R.I.P