Интересам российских топливных компаний Киев подыгрывает своим бездействием
Намечавшийся на 25 апреля в Женеве второй раунд политических переговоров между США, ЕС, Украиной и РФ не состоялся. Зато галопирующий темп диалога с Киевом взяли московские переговорщики в сфере энергетики. Как и в прошлые времена, опять оживились киевские противники сотрудничества украинской атомной промышленности с американской Westinghouse, сопротивление не могло произойти без поддержки со стороны российского ТВЭЛ. «Газпром» и «Роснефть» в привычной для себя манере наперегонки поспешили продемонстрировать потенциал давления на украинские власти. За полгода, минувшие с начала революции в Киеве, их влияние несколько сузилось, но до конца не исчезло по простой причине. Большинство в правительстве и Минтопэнерго заняли чиновники старого призыва, которые пока абсолютно не в состоянии привнести в энергетическую стратегию Украины что-то новое, кроме римейка не очень успешной политики 2005–2007 годов.
Проблема шельфа
В натиске на Киев опередила всех государственная российская «Роснефть», которая все еще контролирует Лисичанский НПЗ на севере Луганской области. В конце апреля нефтекомпания взялась возрождать замороженную до этого активность на украинском рынке. Стало ясно, что она не собирается ни поспешно продавать, ни дробить сеть АЗС «ТНК». Если бы сепаратисты со старта смогли взять под контроль всю без исключения Луганскую область, тогда НПЗ мог бы стать ведущим налогоплательщиком новоявленного «мини-каганата». Этого не произошло. И все пошло по-другому сценарию.
Первый танкер с ресурсами «Роснефть Саратовский НПЗ» прибыл из Новороссийска в Николаев и успешно разгрузился 10 апреля на небольшом терминале «Миконт» компании «Заркарпатнефтепродукт-Мукачево». Через неделю, 18 апреля, на Саратовском НПЗ, отправившем в Украину партию дизеля, вспыхнул первый с 2010 года масштабный пожар. Это явно не помешает компании продолжить восстановление своих позиций в Украине.
На первый взгляд, у главы «Роснефти» Игоря Сечина к новым украинским властям есть только один дорогостоящий интерес. Это борьба с угрозой ареста имущества Лисичанского НПЗ украинскими властями в ответ на «приватизацию» украинских государственных активов в Крыму. Но при более детальном рассмотрении вопрос о цене и так не работающего годами НПЗ меркнет на фоне других более дорогих целей. Таких, например, как достижение скорейших переговоров между Москвой и Киевом о достижении так называемого статус-кво по Крыму. По факту, это означает не что иное, как признание границ зоны силового отторжения украинского шельфа. И ради проведения временных демаркационных линий «Роснефть», которая с 2011 года реализует контракт с американской ExxonMobil о разведке Туапсинского блока приграничного шельфа РФ, готова побороться.
По состоянию на апрель 2014 года этот проект «Роснефти» и американцев никто не останавливал, и в международных санкциях он пока не фигурирует. Кроме этого проекта американский партнер «Роснефти» владеет правами на украинский Скифский блок. Он расположен на шельфе Одесской области Украины, а не Крыма. ExxonMobil также принадлежит несколько блоков шельфа Румынии, которые прилегают к западной части украинского шельфа. Финансово и административно проекты американского гиганта в Украине, Румынии и РФ пока разделены. В случае обнаружения крупных запасов возникнет необходимость создания единой структуры управления и обслуживания скважин. Общий интерес официального Киева и Бухареста состоит в том, чтобы янки разбурили шельф как можно быстрее. Москва предпочла бы эти процессы либо максимально притормозить, либо склонить американского нефтяного гиганта к вышеуказанному статус-кво.
В Белом доме, нынешний хозяин которого не в пример предшественникам имеет, мягко говоря, очень далекое отношение к проектам ExxonMobil, игру Сечина вокруг черноморского шельфа понимают. И, видимо, поэтому с очередной волной санкций США произошел красноречивый парадокс — ограничения затронули персонально его, но не распространились на российскую нефтекомпанию, которую он возглавляет. Сыграть на этом казусе позволит полная пассивность Киева в вопросе возврата морских месторождений. Ведь пока ни один мало-мальски влиятельный украинский политик не показал намерений продолжать развитие морской добычи газа и нефти на шельфе южных регионов страны. Все, начиная с премьер-министра Арсения Яценюка, в один голос и без перебоя говорят только о грядущих международных судах за уведенное имущество. «Роснефти» такая непродуктивность украинских властей на руку. Ведь чем черт не шутит, даже самый молчаливый отечественный политик вполне сможет получить веский бонус в виде стабилизации доходов в казну хронически дотационной Луганской области, когда инвестор Лисичанского НПЗ вдруг решится запустить на полную мощность это давно остановленное предприятие. Если инвестора, конечно, до этого не поменяют.
Монополии наступают
Абсолютно идентичную линию относительно новых властей Украины ведет еще одна российская монополия — корпорация ТВЭЛ, которая продолжает наставить на «опасности» демонополизации украинского рынка ядерного топлива. Как ни удивительно, у такой позиции в Киеве сейчас своих сторонников не меньше, чем во времена Виктора Януковича. Глава Минтопэнерго Юрий Продан, например, заявил, что Украина продолжит искать деньги на дальнейшее строительство завода по производству ядерного топлива, и даже не упомянул при этом об обновлении политики Киева относительно американской корпорации Westinghouse или других потенциальных альтернатив российским поставкам. «Газпром» также спешит обозначить свои интересы раньше, чем произойдет политическое урегулирование конфликта вокруг Крыма.
Словом, как обычно, сразу несколько сил продолжают навязывать Украине старый алгоритм отношений с Москвой. И закрепление давно апробированной модели влияния должно произойти еще до того, как в нашей стране пройдут выборы и сформируется новое правительство. Кабмин будет обязан определиться с главными задачами — нефтегазовой приватизации, развития атомной энергетики, реверса поставок газа из Восточной Европы. Сегодня некоторая часть неконтролируемых извне политиков Киева вполне способны предложить новые пути их решения.
Но пока угроза обновления энергетической доктрины всего лишь пугает политиков в Москве и некоторых европейских столицах, а страх — дело тонкое. Прежде всего, в Берлине. Уже не в первый раз в истории в изоляцию от воздействия государств-конкурентов на проверенное веками «жизненное пространство» Германии на востоке Европы было вложено, мягко говоря, слишком много денег и усилий. И теперь мало у кого есть интерес извлекать Украину из контура подобной изоляции. Шанс разорвать подобную замкнутость будет утрачен, если новые украинские власти не смогут выработать реальную альтернативу старой энергетической политике, число провалов которой в прошлые годы достигло абсурдного уровня.