Как водитель грузовых автомобилей, работающих на газе (в подавляющем большинстве именно на метане) с более, чем 25-летним стажем, и автослесарь 5-го разряда по обслуживанию газобаллонных автомобилей, отмечаю о крайне низкой грамотности высказывающихся. О аварийных случаях и страшилках наслышан и информирован, думаю, поболее некоторых. Некоторые тезисы. Прошу принять как аксиому и поверить на слово. Извините, но я профессионал, а не неграмотный обыватель. В подтверждение своих слов могу привести кучу фото, подобных приведенным, с аналогичных аварий на транспорте и АГНКС (метановых заправках).
1. Взрыв метановых баллонов - это не собственно взрыв, как это может быть с пропаном, бензином, или каким-либо другим горючим материалом. Это не химическая реакция с окислением топлива. Это ударная волна резко высвободившегося (находящегося под давлением до 200 кг\см2, а бывает и поболее в результате, к примеру, нагрева или перезаправки) объема газа, заключенного в баллоне, в результате механического повреждения баллона. Уверяю вас, такие же точно разрушения способен произвести любой другой, негорючий и даже инертный газ, если он вырывается наружу с разрывом оболочки баллонов с такими же или примерно сопоставимыми давлениями и объемами. Происходит это с баллонами, которые попросту не выдерживают давления находящегося внутри них газа. Потому-то при такого рода авариях, пожаров, как правило, не бывает. А если взрыв все-таки сопровождается возгоранием, то учитывая высокую температуру процесса, тушить некогда и нечего. Сгорает все практически очень быстро. И то, только потому, что в таких случаях первопричина аварии - все-таки возгорание, и как следствие - взрыв. Теперь уже термохимический.
2. Разрушение баллонов происходит вследствие ухудшения их механических прочностных свойств (в основном из-за уменьшения толщины стенок вследствие коррозии или местных усталостных напряжений в виде трещин), при этом в основном безосколочно. То есть баллон, что называется, "разворачивает". И повреждения в окружающей сфере происходят уже не собственно частями баллонов, а разлетающимися под давлением и скоростью осколками и деталями окружающего их интерьеров, запорной арматуры, крепежа.
3. Летающий по улице баллон - не выдумка. Просто очевидцы, конечно же, имеют в виду не собственно разрушившийся баллон, давление в котором упало почти мгновенно, и эта высвободившаяся энергия никоим образом не способна была сообщить ему поступательное или иное другое движение в течение минуты. Летал баллон другой, у которого в результате аварии либо ударной волной, либо удара какого-либо осколка или детали, разрушился запорный арматурный узел, или попросту - вентиль. Представьте себе снаряд, поступательное движение которому сообщает под давлением вырывающийся из него газ. Двигатель вполне себе реактивный. Пусть не минуту (у страха глаза велики), но какое-то время баллон вполне мог находиться в воздухе, совершая всевозможные неконтролируемые кульбиты и маневры.
4. Разодранная конструкция возле автобуса - не внутренняя его обшивка и не деталь остановки или торгового павильона. Это стеклопластиковый колпак. Фальшпанель, или крыша баллонного отсека, сорванная в результате аварии ударной волной.
5. Газовые баллоны, как и все сосуды, работающие под давлением, подвергаются периодическим, в зависимости от материала, из которого они изготовлены, с разными сроками периодичности (стальные, к примеру, из углеродистой стали, - раз в 3 года, из легированной - раз в 5 лет), освидетельствованиям. Они испытываются под давлением, значительно превышающим эксплуатационные показатели (до полутора раз) и должны выбраковываться при любых несоответствиях (весу, коррозии, механических повреждениях). Однако же, совсем не редкость эксплуатация таких баллонов без поверок по 10 и более лет.
6. Наиболее вероятный сценарий развития данной аварии - нагрев солнечными лучами газобаллонной установки (несмотря на фальшпанель) до недопустимой температуры заправленного "под завязку" автобуса, либо ослабленной и непрошедшей (и потому вовремя не обнаруженной опасности) газобаллонной установки, и ее разрыв.
7. Стандартные, стальные (из тех, что на снимке на автобусе) баллоны из легированной стали весят около 60 (+-5)кг, из углеродистой - 90 (+5)кг. Понянчил их немало. К тому же их вес - на паспорте баллона, выбит на его "щечке" возле вентиля.
Это сообщение отредактировал marafet - 9.05.2013 - 21:27