Анатолий Маркуша , книга для детей - Вам Взлёт.
Самолеты, первыми догнавшие в полете скорость звука, столкнулись со
многими неожиданностями. Поначалу неожиданности эти были неприятными, часто
трагическими. Вот почему за короткий срок, за каких-нибудь полтора -- два
года, "звуковой барьер" приобрел широкую и мрачную известность.
Сначала было так.
Летчик-испытатель разгонял самолет. Тоненькая стрелочка указателя
скорости отходила все дальше и дальше вправо. Двигатель ревел на самых
больших оборотах. Наконец стрелочка замедляла свое движение, она уже больше
не скользила по шкале, а еле-еле ползла -- вот-вот остановится, и тогда
машина достигнет своего предела, выйдет на максимальную скорость полета.
Но, если не хватает мощности двигателя, в распоряжении летчика остается
еще одно средство для разгона самолета -- можно использовать снижение
машины.
Санки разгоняются на спуске с горы, самолет -- в пикировании.
Летчик осторожно отклонял ручку управления от себя. И стрелочка
указателя скорости делала еще один маленький шажок вперед, а потом
происходило нечто непонятное, страшное. Машина вдруг выходила из повиновения
пилота, она начинала самопроизвольно увеличивать угол снижения, рули
управления каменели...
С земли видели, как самолет неожиданно резко валился вниз, как еще в
воздухе он рассыпался на составные части. Потом чаще всего бывал взрыв.
И все...
Строили новый самолет, делали его прочнее погибшего и снова испытывали
на скорости, близкой к скорости распространения звука. Новую машину
постигала столь же трагическая участь, что и предыдущую...
Так было во многих странах, много раз.
Но летчики-испытатели, невзирая на неудачи, упорно штурмовали "звуковой
барьер", они были настоящими героями, отлично понимая, с каким "огнем"
играют, не отказывались от опытов, сознательно рисковали жизнью, чтобы
пробить людям дорогу в зазвуковые области полета.
Все происходившее поначалу на скоростях полета, близких к скорости
распространения звука, было загадкой. Каждое сведение о том, как отклоняются
рули, как ведет себя машина на этом рубеже, малейший намек на тряску --
представляли собой ценнейший материал для ученых. Этот материал добывали
испытатели.
Труд этих мужественных людей не пропал даром. Даже неудачные
экспериментальные полеты, после которых иной раз оставались только обломки
самопишущих приборов, помогали разгадать тайну "звукового барьера".
Крупицы бесценного, собранного в первых полетах опыта изучались с
величайшим вниманием.
Все аэродинамические лаборатории на свете, все авиационные
научно-исследовательские институты Земли бились над разгадкой тайны
"звукового барьера".
Люди срочно построили специальные аэродинамические трубы, модели
скоростных машин подвергались в них воздействию сумасшедших скоростей
воздушного потока. Модели эти не летали-- напротив, на них налетал утроенной
силы ураган, рожденный сверхмощными вентиляторами. Но от этого ничего не
изменялось -- самолет и воздух вступали во взаимодействие так же, как в
самом настоящем полете. Ученые получали возможность измерять
аэродинамические силы, исследовать характер обтекания модели воздушным
вихрем.
Постепенно картина начала проясняться, и наука смогла дать летчикам
первые рекомендации, чего им следует опасаться в полетах, каких положений
машины избегать. С этого дня число удачных полетов резко возросло. И,
наконец, пришло время, когда ученые смогли не только сказать, как
остерегаться коварства "звукового барьера", но и как преодолеть его.
На этом этапе развития авиации родилась новая наука -- аэродинамика
больших скоростей. Удивительные вещи открыла она: на определенных скоростях
полета резко изменяются свойства несущих плоскостей самолетов, выходят из
строя обычные рули, нарушаются все старые представления об устойчивости и
управляемости самолета...
Постепенно ученые разгадали все тайны скоростных полетов, и тогда
"барьер" сдался. На воздушных праздниках летчики стали салютовать не
артиллерийскими залпами, а аэродинамическими "взрывами", сопутствующими
преодолению скорости звука...
Врачи обычно говорят, что не так уж трудно вылечить человека -- труднее
безошибочно распознать его болезнь, вовремя поставить правильный диагноз.
В тот день, когда науке удалось понять причины гибели первых реактивных
самолетов, приблизившихся к скорости распространения звука, -- половина дела
была сделана.
Я уже говорил, что новые сверхскоростные самолеты получили новые
очертания фюзеляжей и тонкие, далеко назад скошенные крылья. Это и был ответ
науки на попытку "звукового барьера" остановить человека!