История строительстваВпервые о необходимости строительства метро в Омске разговоры начались в 1960-х гг. в связи с большой протяжённостью города вдоль реки Иртыш и относительной узости его улиц. Однако после того как финансирование было выделено, архитекторы города приняли решение строить сеть скоростного трамвая, и выделенное финансирование было передано на строительство Челябинского метрополитена.
В 1986 году вопрос строительства метро был пересмотрен и началось поступление средств на технико-экономическое обоснование и проектирование. Строительство началось в 1992 году.
По первоначальному плану предполагалось открыть на первой линии сначала южный участок «Маршала Жукова» — «Рабочая» на правом берегу Иртыша для связи центра города с промышленным районом и лишь потом довести линию на север до другого берега Иртыша. Были начаты работы на участке «Туполевская» — «Рабочая», и к 2003 году при слабом финансировании удалось пройти лишь тоннели на этом перегоне.
Однако к этому моменту планы радикально изменились: было решено изменить пусковой участок на северный и включить в него метромост для связи берегов Иртыша и станции по обе стороны от него — одну на правом берегу и три на левом берегу. Работы по строительству резко активизировались, а омским губернатором Полежаевым даже был назван точный срок открытия метро — 1 июля 2008 года.
Комбинированный двухъярусный авто-метро-мост был построен и открыт для автомобильного движения в 2005 году.
30 мая 2008 года произошло затопление части тоннелей строящегося метрополитена в связи с прорывом водопровода. Тоннелепроходческий комплекс был залит несколькими тоннами воды. Рабочие успели эвакуироваться. На полное устранение последствий затопления потребовалось несколько недель.
По состоянию на июль 2009 готовность первой ветки метро составляла 26 %. Работы велись на трёх станциях из четырёх. На станции «Соборная» строительство было остановлено, велись только подготовительные работы по выносу инженерных сетей. Строительство электродепо также было приостановлено.
В 2010 году федеральный бюджет не выделил денег на строительство метрополитена, а самостоятельно Омск не мог профинансировать такой объект. Выделяемые из областного бюджета средства шли только на поддержание уже готовых объектов. К ним относились почти готовая станция «Библиотека имени Пушкина» и тоннель от неё до станции «Кристалл». Министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, посетившая 24 сентября с рабочим визитом омское метро, считала, что оно находилось в высокой степени готовности. Было обещано, что, по результатам переговоров губернатора Омской области Леонида Полежаева с руководителями федеральных ведомств, омское метро получит 1 млрд рублей на строительство.
В марте 2011 г. возобновилось строительство метрополитена, осуществлялась сборка тоннелепроходческого комплекса Lovat, способного проходить до 15 метров в сутки. Первоначально говорилось, что в течение 2011 года комплекс должен полностью выполнить проходку правого и левого перегонов между станциями «Заречная» и «Кристалл», но потом было уточнено — Lovat должен проложить 1100 из 1560 метров перегона между станциями. Также в марте начались строительные работы на подземном пешеходном переходе у станции метро «Библиотека имени Пушкина». Планировалось, что он будет введён в эксплуатацию в начале августа.
24 июня 2011 года состоялся запуск щита на перегоне между станциями «Кристалл» и «Заречная» в сторону последней. В 2011 году комплексом планировалось проложить 1651 метр тоннелей на глубине до 24 метров. Присутствовавший на запуске щита губернатор Полежаев пообещал запустить Омское метро 7 ноября 2015 года.
2 сентября 2011 года вестибюль станции омского метро «Библиотека им. Пушкина» открыли для пешеходов в качестве подземного перехода. Строительство метро ведёт «НПО Мостовик».
В июле 2012 года было заявлено о замедлении строительства из-за подземных рек и ручьёв. В августе 2012 года завершена проходка правого 1,5-километрового перегонного тоннеля «Кристалл» — «Заречная», затем ТПК Lovat был демонтирован и развернут для последующего сооружения левого перегонного тоннеля — работы стартовали 8 октября. 1 февраля 2013 года удалось выйти к венткамере, расположенной в районе торгово-офисного центра «Фестиваль», где и произошла сбойка с ранее построенным участком ЛПТ. Параллельно с сооружением тоннеля работы велись на нескольких участках: стартовали работы по обустройству площадки в районе станция «Соборная», производилась отсыпка грунта на рамповом участке станции «Проспект Рокоссовского». Именно там комплекс вышел на поверхность и был развернут по направлению к станции «Кристалл», для завершения строительства первого пускового участка метрополитена. В общей сложности на объекте круглосуточно трудились порядка 430 человек.
В августе 2012 года Дмитрий Медведев дал поручение правительству выделить необходимые средства на его строительство, первая очередь должна была быть запущена в Омске в 2016 году[17]. Однако существовала неопределённость в том, какое именно министерство, Минфин или Минтранс, должно финансировать строительство.
На строительство метро в 2013 году федеральный центр дал миллиард рублей. Планировалось, что вместе со средствами областного бюджета затраты на строительство в 2013 году составят 1,5 миллиарда рублей, что позволит начать строительство ещё двух станций — Соборной и Рокоссовского.
viki