Уже давал.
Еще в декабре 2011 г. В. В. Путин, тогда Председатель Правительства Российской Федерации, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить (средства — пропущено) где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара»[1].
13 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин заявил[2]: «Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. И поручаю правительству внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу»[3]. Он отметил, что российских предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции», — сказал Путин[4].
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № ВП-П24-1269 ФНС России представила первый в истории проект антиофшорных изменений (Письмо ФНС России от 30 марта 2012 г. № СА-20-7/348). В этом документе предлагалось внести изменения как в Налоговый кодекс РФ, так и в Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы[5] также запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.
Необходимость отчитываться о контролируемых иностранных компаниях, перспектива начала обмена информацией между налоговыми администрациями стран вызвали в последние годы изменения в структуре иностранных владельцев российских компаний. Так, по данным СПАРК-Интерфакс, число компаний, имеющих в первом звене участников с Кипра, который до 2013 года входил в официальный список офшоров, сократилось с 2013 по 2015 гг. на 20%, на Британских Виргинских островах – на 30%. В целом количество компаний РФ с совладельцами из офшорных юрисдикций (по списку 2013 года) снизилось за это период на 13%.
Помимо сдвига в структуре иностранных акционеров, еще более заметные изменения затронули и сами российские компании, связанные с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Поскольку владельцы крупных российских бизнесов выделяют из них отдельные направления и переводят их владение полностью в Россию, отказываясь от прежних схем ведения бизнеса с использованием собственников из иностранных юрисдикций, произошло резкое сокращение выручки и активов российских юридических лиц, принадлежащих офшорным владельцам.
Выручка компаний РФ с совладельцами из офшоров по списку ФНС снизилась с 2013 по 2015 г. почти в 4 раза. Активы компаний РФ с совладельцами из офшоров за этот период упали в 3 раза.
Основным трендом, по оценке, сегодня стала не столько деофшоризация, сколько вывод денег и активов российским бизнесом из зоны возможных санкций, из зоны растущей прозрачности, считает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.[35]