Заебал нас этот оленевод уже! Уже не знает ярды спиздить! в том году закончили благоустраивать внутри Бульварного кольца. Блять, сейча взрывают всю эту плитку- дренаж забыли уложить
С началом летнего сезона дороги Москвы снова перекопаны: перекладывается асфальт, вскрываются тротуары, меняются бордюры. Их ежегодная замена уже стала объектом шуток в соцсетях. Пользователи скидывают фотографии немыслимых бордюров: двойных, тройных и даже сложенных в закругленную конструкцию. Но самое главное — масштаб работ и неудобства, которые они причиняют, говорит генеральный директор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов:
«Безусловно, такое количество никому не надо, да и эти бордюры во многих случаях меняют, к сожалению, на худшие. Те бордюры, которые стояли до этого, гораздо качественнее того, чего сейчас поставляют. Горожане устали. Я живу в центре, в Замоскворечье. Вся набережная перекопана, и кругом замена бордюров. Чувствуется, или деньги девать некуда, или, очевидно, кто-то понимает, что у него последние дни, когда он может еще приобщиться к этому пирогу».
В этом году закупка бордюрного камня для московских улиц оказалась рекордной. О новых тендерах объявили в столичном ГБУ «Автомобильные дороги». Почти 1000 километров гранитных бордюров на общую сумму в 3 млрд рублей.
Для сравнения: длина МКАД — чуть более 108 километров, а протяженность всех столичных дорог — порядка 4 тысяч километров. Иными словами, за один раз было закуплено материала, которого хватило бы на четверть всей столичной дорожной сети.
При этом огромные поставки не первые в этом году. В марте Москва уже получила бордюрный гранит на 2,5 млрд рублей, в июне — еще на 658 млн рублей. Все конкурсы выиграли два предприятия: уфимский «Башкирский камень» и московский ТД «Спецпласт». Эти компании и ранее побеждали в столичных тендерах.
Business FM пыталась выяснить у мэрии, зачем столице так много гранита и каковы критерии для замены бордюров. Комментарий на момент публикации материала получить не удалось. Эксперты же говорят, что назвать необходимыми такие объемы нельзя. Почему выбрали именно гранит, рассуждает урбанист Лев Владов:
«У Москвы большой бюджет — это 25% от бюджета всех 1100 российских городов. В мэриях нет задачи эффективно потратить деньги. В мэрии просто есть задача потратить деньги. Сегодня такая модель управления в России. И самое простое, самое незамысловатое, не требующее сложных проектов и госэкспертиз, — это замена бордюров. Это можно делать бесконечно, обосновывая тем, что они улучшают дорожные характеристики покрытия, инфраструктуры и т. д. Между гранитом и бетоном действительно большая разница. Гранит стоит как минимум раз в десять дороже. Бетонные бордюры требуют определенной технологии. Гранитные бордюры — это гораздо более простая, понятная и денежная история».
Большая часть заказов приходится на ограждения размером 300 х 150 миллиметров. Но есть и так называемые криволинейные гранитные бордюры. Они самые дорогие, цена погонного метра — почти 44 тысячи рублей.
Но московский бордюр — это не только дорого, но и экзотично. Например, в прошлом году на Рублевском шоссе устанавливали особо массивные гранитные ограждения с сечением 400 х 400 миллиметров. Пользователи соцсетей сравнивали их с блоками египетских пирамид. Стоимость такого чуда в тексте закупок не афишировалась. Что известно точно: за последнюю пятилетку московские власти потратили на гранитные бордюры почти 13 млрд рублей.