Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям. Это относится как к их сегодняшним половым ролям (дошкольник, «маленький мальчик», старший брат, «помощник» и т.д.), так и к ролям других младших и старших детей и взрослых.
Проявление типов поведения, ролей, характеристик личности, которые составляют культурные определения мужественности и женственности, сложны и многообразны. Следует отметить, что в этом смысле мальчики находятся в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Так, мать традиционно проводит больше времени с маленьким ребенком, чем отец. В связи с этим, как для девочки, так и для мальчика первичной оказывается идентификация с матерью, то есть феминная. В плане становления половой идентичности мальчикам предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. Однако, решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок в жизненной среде (воспитатели детского сада, врачи, учителя) – женщины. В итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, свойственном мужской половой роли, чем женской [5]. Научные данные свидетельствуют о том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо.
Таким образом, если достижение полоролевой идентичности дается девочке легче, чем мальчику, формирование полоролевых предпочтений (более высокой оценки всего женского) оказывается существенно затрудненным.
Представители теории когнитивного развития предполагают, что раннее полоролевое научение связано с изменениями в когнитивном развитии, дети рано, почти независимо от семенного окружения, узнают о половых стереотипах. Э. Колберг предполагал, что дети начинают относить себя к девочкам или мальчикам в результате действия общей тенденции к формированию категорий. Затем они начинают искать информацию о занятиях, ценностях, поведении, которое отличает мальчиков от девочек.
Таким образом, половая принадлежность индивида - сложная многоуровневая система, которая складывается в процессе индивидуального развития. Любой человек должен усвоить некоторую систему предписаний, модель поведения, свойственную мужчине иди женщине, то есть половую роль Процесс осознания и усвоения детьми половых ролей предопределен психологическими различиями мальчиков и девочек.
Есть основания предполагать, что ведущее значение в процессе становления позитивной половой идентичности принадлежит взрослым, которые помогают осознать ребёнку его собственную половую принадлежность и начинают сознательно и бессознательно обучать ребенка его половой роли в соответствии со стереотипами маскулинности и феминности, принятыми в данном обществе. Конечно, формирование у ребёнка представлений о своей половой роли происходит, прежде всего, в семье. Семья как элемент общества во все времена играла ведущую роль в воспитании нравственных чувств ребенка, его социального поведения. В семье ребенок учится социальным ролям, которые ему предстоит выполнять в будущем. Полоспецифическое отношение к детям со стороны родителей, определяет содержание половой идентичности мальчиков и девочек. В.С. Мухина, говоря о роли взрослых в половой идентификации ребенка, указывает на то, что ребенок подражает всему, как полезным формам поведения, так и вредным (брань, курение и др.) [2]. А.И. Захаров отмечает, что родитель того же пола выступает как необходимая и наиболее доступная модель обучения соответствующему полу поведения [1]. Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит также от родительских ожиданий. Известно, что если до пяти лет родители обращаются с мальчиком, как с девочкой, и наоборот, то вероятность транссексуального развития ребенка возрастает и часто становится необратимой.
Животное