Главное в предложениях Путина сегодня.
Первое. Изоляция России от системы международного права, то есть невозможность защиты прав и свобод граждан России на основе норм международного права. По существу это означает выход России из юрисдикции Европейского суда по правам человека и, возможно, других международных надгосударственных институтов. Это создаёт также возможность принятия в России норм права, напрямую противоречащих нормам международного права. Это прямо запрещено действующей Конституцией.
Второе. Недопущение «второго Путина» – исключение возможности появления «долгого и сильного преемника»: из Конституции предложено изъять слово «подряд» в ограничениях сроков нахождения президента на должности, то есть всем последующим – не более двух сроков. Ограничение полномочий президента при назначении чиновников на высшие государственные должности через усиление роли Федерального Собрания также означает в первую очередь не усиление парламента, а ограничение полномочий будущего президента.
Третье. Первая прорисовка возможного места самого Путина после 2024 года (либо ранее, если выборы президента будут досрочными): глава Госсовета, полномочия которого будут закреплены в Конституции. Путин оставляет за собой возможность быть в течение какого-то времени архитектором государства. Этот сценарий не конкретизирован. Какая роль в Госсовете будет отведена губернаторам, не сказано, но вполне возможно появление нового коллегиального органа государственной власти, состоящего из губернаторов, председателя правительства и Путина.
Четвёртое. Объявление о создании единой системы публичной власти, что на деле может означать не усиление местного самоуправления, а встраивание его в единую вертикаль власти. С какими полномочиями и возможностями – пока неясно. Судебная власть остаётся подчинена президенту. Независимость судебной власти не будет обеспечена.
Пятое. Попытка компенсации разрушительных социальных и общественных последствий пенсионной реформы через пакет мер для молодых семей и молодых в целом через меры поддержки демографической политики и образования. Признание полного краха государственной реформы здравоохранения («оптимизации»). Предложенные меры для исправления ситуации недостаточны.
Важно. По изменениям в Конституцию предложен не референдум, а «всенародное голосование», когда достаточно получить большинство голосов при любом уровне участия граждан. Именно так – всенародным голосованием, а не объявленным референдумом – была принята действующая Конституция. При этом голосование, судя по всему, будет пакетным, «оптовым»: одной отметкой за все предложенные изменения, а не по каждому отдельно. Если так и произойдёт, то возможности выразить мнение по отдельным изменениям при голосовании у гражданина не будет. В целом большинство конституционных предложений не детализованы и в процессе их разработки могут быть «уточнены до неузнаваемости».
Путин предложил государственную реформу, которая будет направлена не на развитие демократии и укрепление свобод, а на сохранение созданной им системы подавления властью общества.
©Шлоссберг
Внимательно читаем Конституцию.
Решение о проведении всенародного голосования принимается Конституционным Собранием.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья 136
Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.