56
Увеличение в школах числа детей мигрантов — тенденция нескольких последних лет. Проблема в том, что эти ребята часто плохо говорят по-русски, а иногда и вовсе не могут изъясняться. Как бороться с этим и какие меры принимаются в Хабаровске?
Миграция — актуальный вопрос как для всей России, так и для Хабаровского края в частности. Школы, детские сады — везде можно увидеть детей переселенцев из стран бывшего СССР или из южных республик страны. Сам по себе этот факт не является проблемой. Здесь дело не в толерантности, а в необходимости адаптировать ребят к российской культуре.
- У нас в школе учится ребенок из семьи мигрантов. Хороший мальчик, никаких проблем с поведением не возникало. Тут дело в другом. Русскую речь он более или менее воспринимает, но трудности с восприятием каких-то слов случаются. Учителя вынуждены тратить время на объяснения. А есть ведь и другие дети, которые вообще не понимают, что им говорят. Вижу на площадках возле дома, как ребята школьного возраста общаются на своем языке. Всегда. А если их что-то спрашивают по-русски, то те с огромным трудом отвечают, либо молчат. И я сомневаюсь, что они вообще учатся - просто не потянут, - поделилась мнением мама хабаровской школьницы.
О проблеме говорят на самых верхах. В прошлом году президент России Владимир Путин на заседании совета по межнациональным отношениям высказался на этот счет, отметив, что нужно ограничивать число таких детей в классах.
- В некоторых европейских странах, да и в Штатах, когда уровень детей мигрантов в школе достигает определенного процента, местные жители своих детей из этих школ забирают... Там образуются школы, которые фактически на 100% укомплектованы детьми мигрантов. В России ни в коем случае нельзя допустить развития событий подобного рода, — сказал президент.
Он отметил, что количество детей мигрантов в школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде.
- Но не только к языковой — к культурной вообще, чтобы они могли погружаться в систему наших российских ценностей, - добавил президент.
В Хабаровске с этим вопросом начали работать еще до выступления президента. В мэрии не отрицают, что существует необходимость разработки специальных методик для скорейшей адаптации ребят. Более того, они уже существуют.
- Число мигрантов, проживающих на территории нашего города, увеличивается год от года. При этом каждый ребенок имеет право на образование, поэтому детей мы обязаны обучать. У нас есть несколько школ, которые определены как площадки c уже наработанным опытом в этом вопросе. Вот смотрите - все эти пункты временного размещения семей мигрантов расположены в определенных районах. Дети переселенцев, как правило, идут в образовательные учреждения, находящиеся вблизи, — школы №№ 29 и 70 расположены возле такого центра на улице Фурманова. В Железнодорожном районе такой пункт есть около «Сингапура» - дети мигрантов учатся в 76-й школе, накопившей колоссальный опыт, - отметила Татьяна Матвеенкова, начальник управления образования Хабаровска.
Можно выделить и школу № 16, расположенную между Кировским и Краснофлотским районами. На этой территории города исторически проживало много детей из цыганских семей.
- Ребят при поступлении проверяем на знание русского языка. Через психолого-медико-педагогическую комиссию определяем ребенка в тот класс, где он мог бы изучать программу. Если мальчику или девочке 14 лет, а они не готовы заниматься наравне с другими детьми в силу того, что не знают язык на таком уровне, то пойдут эти ученики, например, в третий класс. А во внеурочное время с ними будут заниматься учитель русского и логопед. Но, как правило, нет таких ситуаций, чтобы говорить вообще не могли. А вот проблемы с письменной речью случаются, - рассказала Татьяна Матвеенкова.
Важный аспект — дети дома должны говорить именно на русском языке. В противном случае все усилия педагогов будут напрасны.
- Работа строится в нескольких направлениях: адаптация детей, обучение русскому языку как иностранному, а также обучение русскому как языку, на котором работает система образования в нашей стране. Ну и есть еще одна задача — знакомство с нашим бытом, культурой и так далее, - добавила Татьяна Матвеенкова.
Все эти вопросы решаются в комплексе. В последние годы сотрудники управления образования стали встречаться с представителями разных конфессий - так как часто возникают конфликты на почве национальных особенностей: разные традиции, характеры, темперамент, манера одеваться. Имамы объясняют, что можно делать, а чего не следует.
Во многих других регионах вопрос стоит не менее, а даже более остро. Особенно если речь идет о столице нашей страны. По сообщениям западных СМИ, в отдельных классах число приезжих достигает едва ли не 90 процентов. Впрочем, такое все же случается крайне редко.
- У нас бывает в классах и по 20 - 30 процентов ребят, имеющих определенные проблемы с русским языком. Что с этим делать? На мой взгляд, должны организовываться какие-то подготовительные языковые курсы перед поступлением в школу. Причем именно государство должно взять на себя их проведение. На самом деле дети мигрантов иногда вообще становятся отличниками, преуспевают в точных науках. Но чаще это исключение из правил, поскольку все это возможно только при хорошем знании русского, - рассказал Андрей Городов, московский педагог.
Депутат Закдумы Хабаровского края Сергей Ильин отметил, что в парламенте региона обсуждений на этот счет пока не было - вопрос не стоит настолько остро. При этом он готов их инициировать в случае обращения граждан. Возможно, действительно есть смысл организовать специальные языковые курсы, но прежде надо разобраться с самой причиной миграции.
- У нас в стране миграционной политики фактически нет. Нужно понимать, зачем в конкретный край или область едут люди, для решения каких задач. Переселенцы ищут лучшей жизни, а многие из них, получая здесь деньги, отправляют их к себе на родину. То есть мы выкачиваем ресурсы из собственной экономики. Вы зайдите в центр занятости и посмотрите, сколько безработных на учете стоит. Это ведь нонсенс, что мы трудоустраиваем мигрантов, а у нас свои же граждане не могут семьи кормить, - отметил Сергей Ильин, депутата Закдумы края.
Народный избранник призвал решать эту проблему комплексно. Вопрос миграции, например, следует рассматривать в связке с падением рождаемости. Аргумент, что трудовые кадры Хабаровскому краю не нужны совсем, не выдерживает критики. Регион страдает не от переизбытка рабочих рук, а от их недостатка в отдельных отраслях. Например, в строительстве. С годами ситуация будет только ухудшаться. Об этом свидетельствуют приведенные ниже цифры.
Период Рождаемость
Январь – декабрь 2016 г. 17 846 детей
Январь – декабрь 2017 г. 16 005 детей
Январь – декабрь 2018 г. 15 107 детей
Январь – декабрь 2019 г. 14 479 детей
Январь – декабрь 2020 г. 13 739 детей
Это показатели рождаемости в крае за последние годы. Если своих детей становится меньше и тенденция не меняется, то воспитывать придется приезжих. Иначе никак.
Отсюда