Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» проекта 971И совершает переход во Владивосток после 10 лет службы в Индии под именем «Chakra» («Чакра»). «Продлевать» лизинг одного из самых сложных в использовании и неоднозначных проектов Дели, как передают, не стал.
Многоцелевая подлодка, как принято говорить, «со сложной судьбой». Спроектирована при СССР со всеми возможными и актуальными, как тогда казалось, новшествами. Заложена в 1991г., долго считалась «недостроем быстро устаревающего проекта». Решением Владимира Путина от 1999г. избежала утилизации и доделывалась с 2004г., когда к ней проявила интерес Индия. Спущена на воду в 2006г.
В ОСК работы по К-152 курировал лично нынешний скромный вице-президент корпорации, а тогда ее «самопровозглашенный президент» Игорь Пономарев (человек Романа Троценко и Игоря Сечина). В процессе расследования «переворота в ОСК» Генпрокуратура выявила, что на «Нерпе» украли как минимум 500 млн ₽ (всего тогда в корпорации искали пропавшие 7,6 млрд ₽ госзаказа), но эти данные мало на что повлияли.
Передавали, что к созданию лодки привлекали дешевую рабочую силу вахтовым методом и «на аутсорсе». Примерно так в ведущих разработчиках программного обеспечения для атомной субмарины с ракетами оказалась юная выпускница МЭИ Екатерина Самуцевич, будущая участница проекта «Pussy riot», и другие случайные люди. Как шутят, «лучше бы наняли индийских программистов». В тот же период же из-за сложности и ряда сомнительно выполненных разработок за объектом и его систершипами закрепилось неформальное имя «Зверь».
В 2008г. в период госприемки произошла авария: сработала химическая система пожаротушения, погибло 20 человек (в основном гражданские), несколько десятков серьезно пострадали. Расследование и суд так и не выявили до конца виновных. Вроде бы, трюмный старшина «что-то не то нажал», пульт управления был не до конца исправен, индивидуальные дыхательные аппараты были в нужном количестве, но их не хватило или ими не успели воспользоваться, а в систему был закачан более токсичный, чем предполагалось проектом, и гораздо более дешевый газ (кто-то сэкономил ок. 5.5 млн ₽). Еще следствие выяснило, что случись настоящий пожар, такая смесь не смогла бы его потушить.
После ремонта на 2 млрд ₽, в 2012г. лодку передали заказчику в лизинг на 10 лет. СМИ писали, что в Дели хотели бы отказаться, но не смогли: деньги потрачены (частью разворованы еще в Индии), а совместный проект, включающий «Нерпу» и следующие субмарины, инфраструктуру и обучение, зашел слишком далеко. Точная стоимость лизинга неизвестна, но она, как сообщали со ссылкой на источники в ОСК, составила не менее 800 млн $.
В 2010-х годах обсуждались визиты представителей NATO, включая технических сотрудников и разработчиков, на объекты ВМС Индии. Предполагалось, что К-152 они неоднократно обследовали и, видимо, узнали все, что хотели.
Будут ли «Зверя» снова вводить в состав ВМФ РФ и дорого ли обойдется восстановление после «аккуратной индийской эксплуатации», большой вопрос.
История выглядит несколько позорной для ОСК и отечественного ВПК в целом, но у нее есть и хорошие стороны: например, потенциально – плюс одна не самая старая и «отлаженная» очень дорогой ценой субмарина с «Калибрами» в составе флота.