На замечание, что в составе Комиссии по расследованию несчастного случая на производстве не было представителя ШПЛС, юрист заявила: был член первичной профсоюзной организации работников ОАО «Аэрофлот».
Тогда Игорь Дельдюжов пояснил суду:
— Этот так называемый профсоюз ОАО «Аэрофлот» создан работодателем, который его контролирует. Являясь частью ПАО «Аэрофлот», он не может независимо представлять интересы пилотов. Фактически он не ведет контроля за режимом их труда.
Неожиданно судья Максим Серебренников его перебил:
— Ближе в делу! Все, что вы рассказываете, вообще неинтересно.
Перебивать Дельдюжова принялась и юрист «Аэрофлота» Есипова. Судья не сделал ей замечания.
Впрочем, лидера ШПЛС, не раз выигравшего для пилотов многомиллионные иски, трудно сбить с толку.
— Когда я читал материалы проверки Ространснадзора, у меня волосы встали дыбом! — заявил Игорь Владимирович.
И стал перечислять нарушения (они есть в публикации БК55). После этого попросил суд приобщить к материалам дела многочисленные обращения ШПЛС в надзорные органы — из них следует, что режим работы пилотов нарушается работодателем с 2011 года. Вот лишь одно из таких нарушений: ежемесячная норма полетов пилота превышена на 90 часов.
Дельдюжов озвучил суду позицию ШПЛС:
— «Аэрофлот» обязан перечислить семье Дамира Ахметова выплаты, гарантированные пунктом 7.8 Коллективного договора. Этот пункт должен быть исполнен дословно, в том виде, в котором прописан на момент смерти пилота — безо всяких поздних редактирований.
Адвокат вдовы Виталий Кириченко обратил внимание суда на то, что исчерпывающего перечня внешних факторов воздействия на работника в законодательстве нет:
— Там перечислены «ожоги, травмы и иные повреждения здоровья, обусловленные внешними факторами». Так что нахождение Дамира Ахметова на борту авиалайнера может быть таким фактором.
Ведь Скорая не подоспела вовремя в летящий самолет.
Рассмотрение дела продолжится 28 июля.
По окончании же нынешнего судебного заседания Игорь Дельдюжов сказал:
— Я пытался донести до суда, что такой режим труда — без положенного отдыха — может не только убить пилота, подорвав его здоровье, но и создать угрозу безопасности полетов. У нас появились совсем молодые — до 35 лет — пилоты с гипертонией. Такого никогда раньше не было!