636
21 ноября Артем надел куртку и, взяв портфель, неожиданно повернулся к маме:
— Мамочка, можно я не пойду сегодня в школу?— Вот еще, чего удумал. У тебя в этом году выпускной экзамен. Иди, давай, с Богом, — ответила мама.
Артем обулся и еле слышно, уже около двери повторил: «Ну, мамуль, пожалуйста…».
Не подействовало. Ирина, перекрестив на дорожку сына, шутя, вытолкала мальчишку за дверь.
До сих пор у матери стоит перед глазами эта утренняя картина. Если бы она знала, что ждет его в школе...
ТАЙНЫЕ ЗНАКИЗакрытая черепно-мозговая травма — сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей головы, венозная дисфункция сетчатки глаза. Этот перечень травм был диагностирован в Каменской центральной районной больнице (а также при выписке) 15-летнему подростку, доставленному 21 ноября из села Поперечное.
Но началось все не в этот день. Как позже признался Артем (имя изменено), он давно привык, что его бьют. По плечам, пока рука, как плеть не повиснет, по ногам, пока хромать не начнешь, по голове. Иногда пинают, а подзатыльники и шалбаны — уже неотъемлемая часть жизни. А он терпел. Никому никогда ничего не рассказывал, ни на что не жаловался. Даже когда ребенку мочились в ботинки или плевали на куртку — молчал. Надеялся, что когда-нибудь это пройдет, ведь, бывало, его могли не трогать несколько дней, а то и несколько недель подряд.
Мы встретились с Артемом в больничных стенах во время очередного визита его семьи. Очень робкий, с тихим голосом и опущенным взглядом, скромный и неразговорчивый, но очень рассудительный. По виду не скажешь, что мальчику 15 лет — ростом невысок, совсем не похож на подростка.
Парень честно признался, что в учебе не силен, а вот музыку обожает. Поет, играет на фортепиано не только в попереченском Доме культуры, но и регулярно принимает участие в районных конкурсах.
Стоит сказать, что он неохотно говорил о своих обидчиках. Оно и понятно — кому бы было приятно вспоминать такое. Но в ходе беседы ни разу не сорвался на слезы, эмоции или оскорбительные слова. Под конец разговора даже расслабился в кругу семьи, шутил, смеялся.
«Мы переодевались после шестого урока физкультуры, когда они начали мне показывать условные, тайные знаки, — рассказал подросток, — опять началась эта игра... Я знал, что делать — подставил к лицу ладони, а они начали бить. От последнего удара сильно ударился головой о шкаф. Было очень больно. На седьмом уроке перед глазами все поплыло, но я дождался звонка. Когда пришел домой, начало тошнить и разболелась голова. Мама вызвала врача».
Ирина Дворских описывает события гораздо более эмоционально и до сих пор винит себя в том, что не приняла во внимание предчувствия сына.
«Пришел из школы, бросил портфель, сказал, что болит голова, — рассказывает женщина, — прошел на кухню, сел за стол и начал стонать. Затем его несколько раз стошнило. Сначала я подумала — поветрие, инфекцию подхватил. А потом поняла, что что-то неладное случилось. Он не хотел говорить. Стала давить, что позвоню в полицию и схожу в школу. Артем буквально вскрикнул: не надо! И все рассказал… От услышанного я до сих пор в шоке, хоть и прошел почти месяц. Волосы на голове шевелятся от мысли, что моего ребенка в школе шпыняют, бьют и унижают давно, — у Ирины невольно слезы на глаза навернулись, да и какая бы мать не заплакала от такого, — я до сих пор не пойму, почему он молчал. Откуда у моего Артема столько терпения. Хотя в последнее время стала замечать, что он резко изменился: в школу ходить не хотел, стал более замкнутый и грустный. Думала, переходный возраст. В душу не хотела лезть, а оказалось…».
Словно сквозь туман вспоминает она, как побежала за местным фельдшером, как звонила мужу, а тот, как назло, долго не мог завести машину, как, полулежа, отвезли ребенка в ЦРБ. Очнулась, когда сыну сделали снимок головы и спросили — сообщали ли они об инциденте в полицию.
Еще помнит, как по пути в Камень-на-Оби позвонила классный руководитель, попросила не писать заявление на пацанов, которые били. «Подумайте о судьбе этих мальчиков», — сказала учительница. А у Ирины до сих пор в голове не укладывается — почему она должна была подумать о судьбе тех, кто покалечил ее ребенка? А о судьбе ее мальчика кто подумает? Кто его защитит?
Как выяснилось позже, у школьника меньше чем за год резко упало зрение. Вместо 100% — 70 %. Артем и сам признает, что в глазах стало мутно. При обследовании в Барнауле зафиксировано смещение шейных позвонков. По словам мамы, один из медиков в сердцах бросил: да у него травмы, как у боксера с пятилетним стажем.
ПОЙДЕТЕ ПРОТИВ СИСТЕМЫ?После вопиющего инцидента школьное руководство дважды собирало совет профилактики, на котором присутствовали все стороны: родители трех замешанных в этом подростков, представители управления образования района, правоохранительных органов, психолог.
После второго совета профилактики, прошедшего 25 ноября, мама сделала для себя выводы — справедливость навряд ли восторжествует. Сор из избы выносить никто не хочет. Поняла, что инцидент хотят скрыть, замолчать, а против «системы» в одиночку не попрешь.
«На совете профилактики меня спрашивали, как я воспитываю своего ребенка, какие у него обязанности по дому, проверяю ли уроки, — продолжает рассказывать Ирина, — может, его отчим бьет, ведь у меня второй брак.
Честно сказать, я пришла с надеждой, а ушла в отчаянье. Думала, будут обсуждать обидчиков, но обсуждали мою семью».
Последней каплей, как уверяет Ирина, стали слова Екатерины Киселевой, начальника Управления образования Каменского района. Мама не скрывает, что могла истолковать их превратно, но восприняла этот диалог, как прямую угрозу. Ближе к завершению совета Екатерина Киселева задала вопрос: «Ирина Анатольевна, вы хотите придать это огласке?». Она в тот момент для себя еще не решила, но ответила утвердительно: «Да, хочу». По словам мамы Артема, чиновница ответила, что придание огласке — ее право, но посоветовала перед этим хорошо подумать. Мол, вы ведь понимаете, что это дело можно вывернуть так, что это вы ненадлежащим образом воспитываете ребенка.
Возможно, на маму подобные слова подействовали неправильно, и истолковала она их по-своему, но Ирина Анатольевна пообещала последовать совету и хорошо подумать. Но продолжать жить привычно тихо, своим «огородом» отказалась. А если ребенка убьют в следующий раз или, не дай Бог, до суицида доведут? В этот же вечер она написала в приемную Губернатора Алтайского края, Уполномоченному по правам ребенка при Губернаторе, в краевую прокуратуру, Следственный комитет, Правительство Москвы. Решила обратиться за помощью в газету.
МЫ С ТОБОЙ, МЫ ТЕБЯ НЕ БРОСИМ!Ноябрьские события толкнули несчастную мать на собственное «расследование». Ведь, как выяснилось и подтвердилось впоследствии, били не только Артема. Схлопотать крепкий подзатыльник, а то и удар по голове, мог любой, кто слабее.
Постоянные обидчики Артема — трое одноклассников, парни крепкие, активные и спортивные. Можно сказать, что в школе они — самые «центровые» персоны. Многократные участники районных спортивных соревнований, состоят в отряде правоохранительной направленности «Кондор».
Мы, между прочим, встретились с одной из женщин, сын которой одноклассник Артема. В недавнем прошлом он тоже лежал в больнице с сотрясением мозга, да в обморок падал посреди урока. Его мама при разговоре не отрицала, что это может быть связано с «детскими играми». Да только из сына правду не вытянешь, молчит, как и остальные, никого не обвиняет. Были и другие случаи в Поперечке, когда детские «забавы» приводили к серьезным травмам, но к делу их не «пришьешь», ведь тогда родители, в отличие от Ирины, промолчали. Только диву даешься, что за село такое с повышенным детским травматизмом…
С начала учебного года в поперченской школе среди учеников практикуются так называемые «игры». Игра в «лося» — уже третья, но и две предыдущие отличались недетской жестокостью. Первый «звоночек» для учителей, родителей и администрации учреждения прозвенел не так давно, когда на руках учеников стали появляться ссадины и шишки. От игры в «монетки» травмировались руки. Дети возвращались из школы с отбитыми казанками.
Этот факт в полной мере позже подтвердила заведующая филиалом Попереченской средней школы Светлана Онищенко во время нашей встречи. (Прим.: Попереченская СОШ является филиалом Новоярковской школы).
А Артема из ЦРБ выписали на восьмой день, только самочувствие не улучшилось. Родители, видя это, повезли сына к краевым медицинским специалистам: сделали обследование МРТ, были у офтальмолога и невролога. В итоге мальчишка снова оказался в каменской ЦРБ и был выписан лишь 16 декабря. Даже после выписки ему еще долгое время необходимо проходить лечение: таблетки, специальный «ошейник» для выпрямления позвонков, зарядка для глаз и многое другое. А ведь в планах было поступление в военное училище…
«Обидно, что никто из родителей даже прощения не попросил, — говорит Ирина, — Артему никто из одноклассников не написал, не позвонил, не пытался извиниться. После происшествия мой средний сын, ученик начальной школы, встретив в школе одного из бивших Артема мальчиков, сказал: «Ты плохой, моего брата бил». А тот ответил: «Его бил, и тебя бить буду». По данному факту от мамы поступило заявление в полицию. Со школьником беседовали представители правоохранительных органов.
БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ«Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе».
Из к/ф «Бойцовский клуб».
Что же происходит в заурядной сельской «одинадцатилетке»? Почему Артем боится возвращаться в родной класс? Как смотрят на вопиющую ситуацию родители детей, которые, играючи, устроили настоящую травлю на более слабого сверстника? И что за тайные знаки и недетские игры буйно процветают в образовательном учреждении?
Чтобы познакомиться с ситуацией ближе, узнать мнение всех сторон сложившегося конфликта, а также позицию руководства школы, мы отправились в Поперечное.
Нас встретила, как всегда, размеренная сельская жизнь. А еще чистый воздух и белоснежный из-за отсутствия котельных снег. Здесь и сугробы кажутся намного больше, чем в городе. Детвору не загнать домой в такую не по-зимнему теплую погоду. Не успев покинуть крыльцо школы, ребята побросали портфели и на наших глазах ринулись в снежные курганы, скатываясь с них, словно с горки.
«О том, что в нашей школе были такие игры, я не знала до инцидента, — признается Светлана Онищенко, заведующая филиалом Попереченской СОШ, — по коридорам идешь — тишина. Дети играют, общаются, никто никого не бьет. Про игру в «монетки» узнали, когда увидели ссадины на руках детей. Провели собрания, просили обратить внимание родителей на детские руки — нет ли ссадин и ушибов, провести с ними беседы.
Что касается Артема — мальчик он очень спокойный, на улице не гуляет, в том числе по вечерам. На переменах практически всегда сидит на своем месте, по коридорам не ходит, с мальчишками, в принципе, не общается.
Касаемо трех ребят, которые били, могу их охарактеризовать как очень активных с раннего детства. Очень вертлявые, на переменах всегда играют, никогда не сидят. Среднестатистическое подростковое поведение. Пусть они лидеры в классе и школе, но агрессивными их я не могу назвать.
После происшествия мы держим ситуацию на контроле. На следующий же день инициировали проведение совета профилактики, на котором выяснили, что на протяжении последних двух недель дети играют в игру «Забей лося».
Удивляет, что Артем молчал. Почему же он не подошел ко мне и не рассказал обо всем раньше?».
Примечательно, что участником «игр» мог стать любой ученик, если получал определенный знак. И как стало понятно далее — мало кто осмеливался показать этот знак хоть одному из трех «спортивных» пацанов, «лидеров» школы. Так что, игра однобокая получалась. Весело, в основном, было только троим.
Самое интересное, что до определенного момента все было покрыто тайной. Никто из педагогов якобы ничего не видел и не слышал. Хотя Артем даже имя учительницы называл, которая неоднократно делала замечания на переменах трем «заигравшимся» подросткам.
Самые жестокие действия происходили в мужской раздевалке или в укромном уголке под школьной лестницей. «Играли» все. Да и кто бы отказался, раз такая волна пошла. Терпели, язык за зубами держали. Понятно, что во все времена школьники друг друга не «закладывали» и мало кто практиковал жалобы, чтобы не стать изгоем в своем обществе. Но, складывается ощущение, что на территории попереченской школы действовали правила настоящего «бойцовского» клуба. Только сейчас, когда ситуация дошла до Министерства образования Алтайского края, ребятишки помаленьку начинают рассказывать подробности.
А что же думают родители?
ПОЧЕМУ ОН МОЛЧАЛ?Побеседовали с родителями и другой стороны. И только одна призналась, что поступила бы так же на месте Ирины Дворских.
«Естественно, любая мать поступит так же — будет всеми силами защищать своего ребенка, — призналась Светлана Бутакова, — что бы ни говорили, но я ее понимаю.
То, что Артема гнобили с начальных классов, ни для кого не секрет, вопрос этот не единожды поднимался в школе. Учителя об этом знали.
И сейчас в классе, кроме Артема, есть пара пацанов, которым достается, но это не повод делать из наших детей монстров. Ведь те дети сами позволяют себя унижать. После этого события на наших хотят свешать всех собак, даже в туалет во время уроков не выпускают».
Она, как и все остальные, косвенно причастные к случившемуся, об играх узнала лишь, когда к ней ночью приехала полиция. Потом сын рассказал ей про три игры: «Монетки», «Сухари» и «Забей лося». Он признался, что ударил первым, а потом били товарищи. «Я в шоке, ведь такое только в армии творят, но никак не в школах».
Более категорично о случившимся высказалась другая мама Светлана Половкина. Она возмущена, почему на протяжении столь долгого времени педагогический состав учреждения ничего не знал или делал вид, что не знает.
Сами родители утверждают, что неоднократно пытались пойти на контакт с семьей пострадавшего, но Ирина на телефонные звонки и сообщения не отвечает. Порывались навестить мальчика в больнице, но супруг Ирины запретил посещать мальчика без присутствия родителей. С тех пор они для себя решили, что идти на контакт в дальнейшем нет никакого смысла.
При этом, только из разговора с коррепондентами газеты, родители узнали, насколько серьезные травмы нанесли мальчику их дети.
Вместе со Светланой Половкиной, Татьяной Логачевой в сопровождении классного руководителя мы отправились в школу, чтобы познакомиться с главными «виновниками» печальных событий. Не скрою, что после всего услышанного, ожидали увидеть поникших духом пацанов, осознавших, что «лишканули», переборщили. Увы и ах…
СМЕХ НЕ ГРЕХВечерняя тренировка в спортивном зале СОШ. К нам вышли трое крепких парней. Они улыбались...
«Спортсмены» уверили, что в содеянном раскаиваются и, когда Артем вернется из больницы в школу, обязательно попросят прощения. На вопрос, обижали ли до этого — ответили отрицательно.
Семья пострадавшего в раскаянье верит с трудом. Супруги боятся, что ситуация повторится и, по большому счету, пацанам все сойдет с рук. Ирина намерена сделать все возможное, чтобы одноклассники Артема научились отвечать за свои поступки.
«Нет у них тормозов, нет чувства такта, — говорит мама, — это реально страшно. Таких ребят нужно ставить на учет в полиции, чтобы они осознали, к чему могут привести подобные поступки в будущем».
Что немаловажно, попереченская «история» стала поводом для визита вКаменский район Ольги Казанцевой, уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае. Омбудсмен ознакомился с ситуацией из первых уст, встретившись с пострадавшим ребенком, его мамой, учителями, администрацией школы и руководством района. В своем комментарии Ольга Казанцева отметила, что школе требуется усилить воспитательную работу по формированию законопослушного поведения детей. Отдельной темой разговора с администрацией Каменского района стало обсуждение своевременности выявления сотрудниками школы подобных действий детей, пресечение любых форм насилия психологического или физического.
Остается добавить, что точка в этой истории еще не поставлена. В настоящее время по данному делу проводятся следственные мероприятия. Назначены необходимые судебные экспертизы, по результатам которых будет принято процессуальное решение.
VIA