132
Заверения федеральных чиновников и депутатов о том, что плоды объявленных Владимиром Путиным год назад нацпроектов население увидит уже в этом году что-то не оправдываются.
О реальной ситуации начала сообщать Счетная Палата. На ее главной странице появился
«Мониторинг достижения национальных целей». Там в режиме реального времени появляются самые свежие данные о том, как исполняется «майский указ», которые и лег в основу национальных проектов.
Красным цветом выделены параметры, по которым пока дело плохо. О каких национальных целях идет речь? «Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации» (она по-прежнему падает), «Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан» (они снизились еще на 1,3%), «Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации» (доля живущих ниже прожиточного минимума увеличилась до 13,3% при целевом показателе 6,6%), «Обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов» (инфляция превысила 5%, а тем роста ВВП составил 2,3% при целевом показателе 3,2%).
Если залезть глубже, во вкладку "Национальный проект", то все выглядит еще печальнее.
Вот, проект "Здравоохранение". На него за 2019−2024 гг. будет потрачено 1,7 триллиона рублей. Если взять долю этих расходов в ВВП, то в 2018 году (без учета платежей из региональных бюджетов на неработающее население) она составляла 3,3%. В 2019 году эта цифра возрастет до 3,5%, в 2020 году — до 3,6%, а в 2021-м упадет до 3,4%. Если же сравнить расходы в абсолютных цифрах, очищенные от инфляции, то в 2019 году предполагается рост по сравнению с предыдущим годом на 6,4%, в 2020 году — на 4,3%, но в 2021-м — уже падение на 1%.
Даже 3,6% от ВВП — крайне низкий по мировым меркам уровень государственных расходов на здравоохранение. В странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития, куда мы еще недавно хотели войти, эта доля — 6,5%, а в таких странах как Германия, Франция, США — и того больше.
Но может быть в 2022—2024 гг. случится какое-то чудо и финансирование резко возрастет? Смотрим в паспорт национального проекта. В 2021 году будет (из всех источников) потрачено 300 млрд руб., в 2022-м чуть больше — 313 млрд., но в 2023 году — всего 270 млрд., а в 2024 году еще меньше — 267 млрд руб. И это без учета инфляции.
Теперь посмотрим "Образование". Если смотреть с точки зрения доли расходов на сферу образования в ВВП за счет всех государственных источников, то нынешние 3,6% точь-в-точь пролонгируются и на 2019−2021 гг. Это сопровождается небольшим ростом и абсолютных цифр, очищенных от инфляции: по сравнению с предыдущим годом в 2019 году — 2,6%, в 2020-м — 0,7% и в 2021-м — 1,9%.
Однако, если обратиться к паспорту национального проекта «Образование», то там, после упомянутого роста в 2019—2021 гг., в 2022—2023 гг. запланировано снижение расходов на целых 10%. И лишь в 2024 году, когда надо будет отчитываться о поставленных в майском (2018 года) указе целях, снова запланирован небольшой рост — на 4%, который никак не компенсирует падение предыдущих годов.
Если использовать международные сравнения, то доля государственных расходов на образование в ВВП в Германии — 5,3%, Канаде — 4,9%, Франции — 5,6%, США — 4,4%. При этом надо учитывать, что среднедушевой ВВП в перечисленных странах больше российского не на считанные проценты, а в разы. Поэтому очевидно, что если мы хотим догонять наиболее передовые страны в этой сфере — ключевой с точки зрения развития в XXI веке, то отлитые навечно в граните 3,6% — это просто-напросто гарантированное отставание со всеми отсюда последствиями и для качества человеческого капитала, и для экономики России.
Впрочем, население России ничего хорошего от власти и не ждет. Можно, например, почитать то самое исследование Россата, согласно которому, число домохозяйств, у членов которых нет возможности приобрести две пары подходящей по сезону обуви, составляют 35,4%:
"Комплексное наблюдение условий жизни населения".
Там много всего интересного. К примеру, доля домохозяйств, имеющих возможность справиться с непредвиденными расходами по ремонту жилья, уменьшилась с 53,3% до 45,7%. Ну, да сами почитаете.
Есть еще чудесный документ Росстата
"Потребительские ожидания в Россиив I квартале 2019 года", согласно которому "
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2019 г. по сравнению с IV кварталом 2018 г. возрос на 1 процентный пункт и составил (
-16%).", а
"Индекс произошедших изменений в экономике России остался неизменным и составил (
-21%) в I квартале 2019 года.", и "
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении остался неизменным и составил (
-14%) в I квартале 2019 года.", а "
Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 4 процентных пункта и составил (
-29%) против (
-25%) в IV квартале 2018 года.
Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 1 процентный пункт и составил (
-37%) против (
-36%) в IV квартале 2018 года."
Россат только не пишет, что отрицательные значения этих индексов означают баланс в процентах в пользу тех, у кого негативные ожидания, и согласно их же документу эти негативные ожидания превалируют по ВСЕМ пунктам исследования.
Такие дела.