Первые торпедные катера (названные тогда миноносками) имели водоизмещение 30—100 т, скорость хода 12—18 уз, вооружение 1—2 торпеды калибра 7 дюймов (180 мм). Артиллерийское вооружение было легким (0,5—1,1 дюйма — 12,5—27,5 мм) или отсутствовало вовсе.
Опыт боевого применения в первых войнах 1878—1905 гг. выявил преимущества нового класса — большую ударную мощь при весьма скромных затратах. Выявились и недостатки — высокую уязвимость, малый запас торпед, малую дальность хода и практически отсутствующую мореходность, а также невысокие характеристики самих торпед. Стремление преодолеть недостатки привело к разработке тактики применения миноносок: групповые атаки, ночью или в условиях ограниченной видимости, вблизи берегов или в стесненных акваториях (проливы, бухты, узкости), залповая стрельба торпедами, затем уклонение от противника на максимальной скорости.
Тем не менее общая оценка первого поколения малых носителей торпедного оружия, данная современниками, может быть выражена такими словами: «…далеко не отвечала боевым требованиям ни как судовая минная шлюпка, ни как миноноска для самостоятельного плавания»[4].
То же стремление повело к двум расходящимся путям развития класса:
Увеличение размеров и водоизмещения с целью вооружить корабли более мощными и дальноходными, и соответственно более тяжелыми торпедами, увеличить их число, усилить артиллерийское вооружение, увеличить дальность и мореходность, а позднее — применить частичное бронирование и конструктивную защиту.
Ставка на скорость и маневренность, как основные боевые характеристики и как лучшую защиту от противодействия противника. При этом корабли строились небольшими, максимально облегченными, ограниченных размеров.
Первый путь увенчался рождением новых классов кораблей — эскадренных миноносцев и минных крейсеров. В России этот путь отразился в терминах минный катер, миноноска, миноносец — все они применялись к минно-торпедным боевым кораблям. В свою очередь миноносцы разделились на эсминцы и минные крейсеры. На Западе все они назывались общим термином англ. Torpedo Boat.
Второй — к появлению характерных черт классических торпедных катеров, которые сохранялись вплоть до их вытеснения ракетными катерами: небольшое водоизмещение (до 300 т), небольшое число торпед (2—4) в однотрубных торпедных аппаратах калибром до 21" (533 мм), высокая скорость (30—50 уз), динамический принцип поддержания, легкое вспомогательное вооружение (автоматическое калибром 12,7—40 мм), отсутствие конструктивной защиты.