Как появились религиозные запреты в еде

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) « Первая ... 2 3 [4] 5   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Осямвалг
6.07.2015 - 10:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.03.13
Сообщений: 2210
Цитата (Ryzha @ 5.07.2015 - 22:33)
Так это, с христианскими постами тоже всё, в общем-то, просто.
На примере великого поста: весна, ежели сожрать всю оставшуюся скотину - то "на развод" летом не останется. Отсюда и запрет на поедание мяса.
В целом, большинство религиозных ограничений имеют под собой сугубо бытовые обоснования.

А крестьяне, типа, дурные и сами не понимают?
Им что, только дай животину под нож пустить?
 
[^]
d4plya
6.07.2015 - 10:02
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.14
Сообщений: 2587
Старый анекдотик:

Господь диктует Моисею Тору:- … не вари козленка в молоке матери его…
Моисей:- O, погоди, минуточку… А-а-а-а, я понял! Это означает — не ешь мясного с молочным?!
Господь:- Hе фантазируй. Пиши, что говорят — не вари козленка в моло…
Моисей:- Aааа, сейчас, ага, все — понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!
Господь (раздраженно):- Послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен…
Моисей:- Bсе, все, вот теперь — понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде чем есть молочное, а после молочного…
Господь (устало, махнув рукой):- Э, делайте, что хотите

Это сообщение отредактировал d4plya - 6.07.2015 - 10:22
 
[^]
Еретик
6.07.2015 - 10:03
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.08.09
Сообщений: 1662
Большинство ограничений в религиях связаны с территориальными особенностями и особенностями эпохи создания религии, и были вполне разумными. Но применение этих канонов на других территориях в наше время вызывает зачастую недоумение. Ведь каноны нерушимы и законы истинны на все времена.
 
[^]
Modelisten
6.07.2015 - 10:25
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 12.08.11
Сообщений: 100
Когда то смотрел передачу про Израиль, и там спрашивали про кошер. Мелькнула такая фраза, что креветки - кошерно, пиво - кошерно, а вот креветки с пивом - нет. Почему, так и не объяснили...
 
[^]
Сканда
6.07.2015 - 10:49
0
Статус: Offline


Алаберный

Регистрация: 24.08.11
Сообщений: 7190
Цитата (Modelisten @ 6.07.2015 - 13:25)
Когда то смотрел передачу про Израиль, и там спрашивали про кошер. Мелькнула такая фраза, что креветки - кошерно, пиво - кошерно, а вот креветки с пивом - нет. Почему, так и не объяснили...

Типо, почему нельзя варить мясо ягненка в молоке его матери тебе понятно?
 
[^]
Феличе
6.07.2015 - 11:14
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.11.13
Сообщений: 4724
ТС, спасибо за тему. Но вопрос о табуировании мясной пищи в науке до сих пор остается открытым. А судя по догадкам из 5 пункта ("Откуда запреты?"), автору текста не хватает знания специальной литературы по теме и некоторым близким к ней вопросам.

На что хотелось бы обратить внимание:

1. С вероятностью 99% выборочное табуирование мясной пищи связано с выборочной (видовой) сакрализацией животных. В первую очередь копать нужно именно здесь. И не в интернете, а в библиотеке, так как некоторые критически важные работы по этому вопросу в электронном виде так и не были опубликованы.

2. В 99% случаев категорически нельзя выводить культурную функцию животного из поведенческих или биологических признаков самого вида (отсюда и некоторая нелепость в попытке объяснить "нечистоту" свиньи), это тема отдельного и очень долгого разговора. Рекомендую почитать книги К. Леви-Строса, он на примере особенностей мышления и культуры аборигенов обеих Америк подробно расписывает, как работает вся кухня возникновения культурных функций, особенно животных.

3. Я бы порекомендовал внимательно и вдумчиво (не только по википедии, а по специальной литературе) изучить такое явление, как тотемизм. Только будьте осторожны, гипотез и теорий, объясняющих тотемизм несколько десятков (действительно серьезных, правда, меньше). И особенно вопрос о его дальнейшей исторической трансформации. В частности, каким образом тотемизм вырождался в политеистические религии, и как это влияло на выборочное табуирование мясной пищи.

4. В дополнение к предыдущему пункту можно покопать в этнографической литературе такую тему: вплоть до ХХ века в регионах распространения традиционных бесписьменных культур фиксировалась одна деталь. Представим территорию (пусть это будет условный амазонский лес), где живет несколько групп. И часто у них была своего рода дифференциация/специализация как раз в вопросе выборочного табуирования мясной пищи, да еще завязанной на сакрализации определенных видов. Допустим, у племени А священным или нечистым считается вид X, а у соседнего племени B - вид Y, который вполне спокойно можно кушать в соседнем племени. Эта тема, кстати, даже затрагивалась в одном из документальных фильмов о макенах (племя такое в Мьянме).
А ведь кроме этого широко было распространено выборочное (видовое) табуирование мясной пищи по половому, социально-статусному, клановому, фратриальному и календарному признаку.

5. Одна из самых забавных особенностей феномена сакрализации - амбивалентное отношение к объекту сакрализации. В мировых письменных религиях этого уже нет, а вот в традиционных бесписьменных культурах - обычное явление. О том, как тонка грань между "священным" и "нечистым" с свое время писали и религиовед Дж. Фрэзер, и даже З. Фрейд как раз на примере священных/нечистых животных, пытаясь даже объяснить это. Кстати, у некоторых народов Полинезии "священное" и "нечистое" обозначается одним словом, и разница между этими понятиями не осознается. Да и в этнографической литературе можно найти примеры (например, брезгливое с оскорблениями и плевками убийство животного - представителя священного вида, олицетворяющего либо наиболее почитаемое местное божество, либо свою этническую или субэтническую группу). На каком-то этапе эта амбивалентность исчезает, животное воспринимается либо только как сакральное (Индия), либо как только нечистое (Ближний Восток). Но чем всё это было изначально, можно делать предположения по этнографическим данным.

Сразу скажу, прозрения о причинах выборочного табуирования мясной пищи не будет, но зато будет понимание, как сложна и интересна эта тема.

Прошу прощение за занудство в понедельникsmile.gif
Ну это как если бы мы сейчас вдруг начали, лёжа на диване и глядя в потолок, высасывать из пальца, пытаясь объяснить, что такое время и пространство, хотя у физиков об этом написано много работ, есть свои профессиональные дискуссии с открытыми вопросами, а многие специалисты на этом съели собаку cool.gif

Это сообщение отредактировал Феличе - 6.07.2015 - 11:21
 
[^]
stefano1448
6.07.2015 - 11:40
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 27.03.15
Сообщений: 22
И все равно это круче чем заёбы веганов.
Нет, серьезно. Лучше пусть человек не есть свинину потому что ему аллах запретил, нежели будет мне мозги ебать веганством и пр пр пр...
 
[^]
sok69
6.07.2015 - 11:58
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.08.13
Сообщений: 3001
Цитата (dimitryofsound @ 6.07.2015 - 09:47)
Знакомые рассказывали...
Работали на обустройстве месторождений нефти в Туркменистане. Так вот: баранина, разделанная на кусочки, сложенная в тазик и накрытая тряпочкой хранилась в той жаре 2-3 дня без проблем. Такими рекордами ни свинина, ни мясо хрящевых рыб (осетр, стерлядь) похвастаться не смогли.

Просто запах баранины до момента разделки и через пару дней не особо сильно отличается.
 
[^]
Одинец
6.07.2015 - 12:16
0
Статус: Offline


Мрачный надругатель

Регистрация: 27.10.10
Сообщений: 10792
Цитата (sok69 @ 5.07.2015 - 22:17)
Цитата (RINAT163 @ 5.07.2015 - 22:10)
Я как мусульманин, знаю , что халяль- это  по всем обрядам праильно убитое животное. А свинину запрещено есть, по одной причине- оно быстро портится. В мусульманских странах, это обычно восточные страны, погребы тоже существовали, корова овца, хранились довольно долго. А вот мясо свиньи хранилось не долго, это кстати реальный факт, оно гниет очень быстро, из-за этого было много смертей и в итоге мясо свиней запретили....на уроне Корана. Вообще Коран - это лишь свод законов и правил, как жить, но в нынешней жизни  многие правила утеряли свою надобнасть

Мясо портиться примерно одинаково.

Наиболее вероятностной причиной запрета на мясо свинины была борьба с канибализмом. Говорят, что человеческое мясо ничем не отличается от мяса свинины. Вспомните греческий эпос - прибить кого нибудь и семьи и накормить родствеников что может быть "изысканее"?

Запрет, кстати, появился задолго до мусульман.

Первоисточник - не то, что быстро портится, а ТРИХИНЕЛЛЁЗ.
Цитата

Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Такими способами прививали привычку.
А первоисточником небось какая-то болезнь была, которой исключительно эти хищные птицы болели.

Добавлено в 12:17
Цитата (stefano1448 @ 6.07.2015 - 11:40)
И все равно это круче чем заёбы веганов.
Нет, серьезно. Лучше пусть человек не есть свинину потому что ему аллах запретил, нежели будет мне мозги ебать веганством и пр пр пр...

ага, и пускай веган пересадит себе желудочно-кишечный тракт травоядного (овечки там или тёлочки). Человеческий-то иначе устроен...

Добавлено в 12:21
wifez

Цитата
Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины


Ага... Так вот какое вероисповедование у тех, кто гнёт ёлку на меня за дроздов!!!
(обратите внимание на мою аватарку).
Для них защита урожая - не причина. Я, типа, обязан ВЕСЬ ДВОР сеткой обтянуть (эти ироды не только опустошают грядки и кусты, а ещё и дрищут, норовя попасть в бассейн и на крышу шатра). Кстати - других-то птичек, полезных, я наоборот - приманиваю.
При том, что я птичек (каких-нибудь синичек и дятлов) никогда не обижал.

У, ваххабиты несчастные!!!
 
[^]
Шеогорат
6.07.2015 - 12:25
0
Статус: Offline


Spread the doom!

Регистрация: 15.08.10
Сообщений: 7453
Ясн, пойду сыра и сала поем, и харама вечерком...
 
[^]
ibm365
6.07.2015 - 12:39
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 12.09.14
Сообщений: 190
И мусульмане и иудеи во времена формирования их религий были кочевники. А свинина - животное города, город - это рассадник язычества, пороков, вина и т.д. Например, стадо свиней из Евангелия и выращивались непосредственно для прокорма римских войск и выращивание пищи для оккупантов не могло считаться достойным занятием. Знаком именно с такой трактовкой запрета на свинину и вино.
 
[^]
Pakator
6.07.2015 - 12:56
3
Статус: Offline


Галерка

Регистрация: 21.08.13
Сообщений: 6068
В армии, помницца все обрезанные жрали сало, аж за ушами трещало, объесняя типа тем, что в пути (армии) и при болезнях можно! =)

Вспомнилась борода о евреях и трактовках:

Господь диктует Моисею Тору:- … не вари козленка в молоке матери его…
Моисей:- O, погоди, минуточку… А-а-а-а, я понял! Это означает — не ешь мясного с молочным?!
Господь:- Hе фантазируй. Пиши, что говорят — не вари козленка в моло…
Моисей:- Aааа, сейчас, ага, все — понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!
Господь (раздраженно):- Послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен…
Моисей:- Bсе, все, вот теперь — понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде чем есть молочное, а после молочного…
Господь (устало, махнув рукой):- Э, делайте, что хотите…
 
[^]
vinos07
6.07.2015 - 13:10
-1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 14.11.14
Сообщений: 161
ни о чем...
 
[^]
Дебильеро
6.07.2015 - 13:14
0
Статус: Offline


Сам себе пиздатый друг.

Регистрация: 25.02.08
Сообщений: 5219
Интересная экскурсия в историю религиозного бреда.
Хотя нет, не в историю, эта хуйня и сейчас практикуется. Бля.
Суть ритуала давно забыта и утрачена, но внешняя его сторона строго соблюдается.

Это сообщение отредактировал Дебильеро - 6.07.2015 - 13:15
 
[^]
сергвлад
6.07.2015 - 13:29
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.11.13
Сообщений: 215
Цитата (Сканда @ 6.07.2015 - 02:41)
Цитата (АМАЛКЕР @ 6.07.2015 - 01:11)
Дикие люди...
Даже жопу подтирать только одной рукой можно некоторым..

Дикие или нет, но перед намазом мусульманин обмывается .
Так как намаз пять раз на дню, то у него все помыто до блеска. А то некоторым и руки помыть лень после толчка.
Так что кто дикий еще нужно посмотреть.

Да Вы что ? Не знаю какой климат был на аравийском полуострове во времена возникновения обряда мыться перед молитвой 5 раз и блестеть как у кота яйца .
Откуда в пустыне вода на сей заебок . Тогда откуда обряд обрезания , чтоб не отпал хуй от грязи gigi.gif
 
[^]
CrazySlonSuper
6.07.2015 - 13:40
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.11.06
Сообщений: 2437
Цитата (АМАЛКЕР @ 5.07.2015 - 22:11)
Дикие люди...
Даже жопу подтирать только одной рукой можно некоторым..

а некоторым и подтирать запрещено, только мыть из чайника можно
 
[^]
pavelgsv
6.07.2015 - 14:00
1
Статус: Offline


Орфографофаг

Регистрация: 20.06.11
Сообщений: 1263
А есть теория, что от свинины отказались из кочевого образа жизни народов, а транспортировать свиней не комильфо

Как появились религиозные запреты в еде
 
[^]
Одинец
6.07.2015 - 14:19
2
Статус: Offline


Мрачный надругатель

Регистрация: 27.10.10
Сообщений: 10792
Цитата (ibm365 @ 6.07.2015 - 12:39)
И мусульмане и иудеи во времена формирования их религий были кочевники. А свинина - животное города, город - это рассадник язычества, пороков, вина и т.д. Например, стадо свиней из Евангелия и выращивались непосредственно для прокорма римских войск и выращивание пищи для оккупантов не могло считаться достойным занятием. Знаком именно с такой трактовкой запрета на свинину и вино.

На самом деле что-то давнишнее-фундаментальное со временем может менять ОСНОВНОЕ предназначение, что и происходило.
А то, что любое, известное на таком уровне, имело несколько предназначений - само собой.

Когда-то страшнее был трихинеллёз.
Потом опаснее был "рассадник пороков".
Далее - пинадлежность кгруппе людей, предки предков которых так делали...
 
[^]
aNtX75
6.07.2015 - 14:49
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 23.03.14
Сообщений: 250
Цитата
Дикие люди...
Даже жопу подтирать только одной рукой можно некоторым..

Я лично предпочитаю подтираться бумагой, а не рукой. gigi.gif
 
[^]
Сканда
6.07.2015 - 15:56
0
Статус: Offline


Алаберный

Регистрация: 24.08.11
Сообщений: 7190
Цитата (сергвлад @ 6.07.2015 - 16:29)
Тогда откуда обряд обрезания , чтоб не отпал хуй от грязи gigi.gif

Именно- чтоб не отпал от грязи, о мой бестолковый друг.
 
[^]
phelina
6.07.2015 - 18:00
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.10.12
Сообщений: 9040
Цитата
В 99% случаев категорически нельзя выводить культурную функцию животного из поведенческих или биологических признаков самого вида


Разве? Разве не логично предположить, что тем же тотемом выбирали животное по ее биологическим признакам? И какой-нибудь орел или волк подходит на эту роль куда больше, чем свинья?)
В Египте были священными, помимо прочих, крокодилы - санитары Нила, кошки - защитники урожая от грызунов. Какой-то умный жрец понял, что нельзя лопать кошек, а то можно без зерна остаться, и объявил их священными. Получается, из-за поведенческих признаков.
 
[^]
Гоняло
6.07.2015 - 18:05
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 28.09.09
Сообщений: 80
Феличе!
спасибо! agree.gif
интересно эти знания положить на наблюдаемое котопоклонничество на ЯПе
весьма забавно и интересно получается
 
[^]
Прутков
6.07.2015 - 21:32
-2
Статус: Offline


Лучший детектив ЯПа

Регистрация: 5.03.14
Сообщений: 7024
Цитата (Феличе @ 6.07.2015 - 12:14)
5. Одна из самых забавных особенностей феномена сакрализации - амбивалентное отношение к объекту сакрализации. В мировых письменных религиях этого уже нет, а вот в традиционных бесписьменных культурах - обычное явление. О том, как тонка грань между "священным" и "нечистым" с свое время писали и религиовед Дж. Фрэзер, и даже З. Фрейд как раз на примере священных/нечистых животных, пытаясь даже объяснить это. Кстати, у некоторых народов Полинезии "священное" и "нечистое" обозначается одним словом, и разница между этими понятиями не осознается. Да и в этнографической литературе можно найти примеры (например, брезгливое с оскорблениями и плевками убийство животного - представителя священного вида, олицетворяющего либо наиболее почитаемое местное божество, либо свою этническую или субэтническую группу). На каком-то этапе эта амбивалентность исчезает, животное воспринимается либо только как сакральное (Индия), либо как только нечистое (Ближний Восток). Но чем всё это было изначально, можно делать предположения по этнографическим данным.

Действительно, именно - забавно! Муслимы не едят свиней, потому что те - "грязные". Индусы не едят коров, потому что коровы - "священные".
И те, и другие, если наблюдать традиционный быт, - сами живут в говне. Где живут - там и срут, только что - с ритуалами.
А в цивильных местах всех "ритуалов" - только что зелёная стрелочка на потолке в номере отеля, типа "Мекка - там". Куда переклеешь ему эту стрелочку - туда он и поклоны бить будет.
 
[^]
VolFF
7.07.2015 - 08:03
2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.06.08
Сообщений: 568
Как иудей могу сказать следующее: в кашруте жвачность, копытность и чешуйчетость определена категориями безопасности. В частности - жвачные животные в первом разделе желудка (а их у них 2) концентрирую все токсины и вредные части употребляемой пиши, которую и жуют на предмет извлечения полезных веществ. Потом сплёвывают (отрыгивают), соответственно желудок чистится и вероятность попадания токсинов в кровь уменьшается. Про копыта - другая история - животное может поранить лапы и получить заражение крови, чего так же не может сбыть видно не вооружённым древнееврейским взглядом. Соответственно цель кашрута - максимально обезопасить того, кто ест. С рыбой несколько другая история - не просто плавники, а ПОДБРЮШНЫЕ плавники, то есть, грубо говоря - плавники у жОпы, которыми рыба разгоняет собственные фекалии в процессе плавания - цель опять же минимизировать заражение. Чешуя - обязательное условие, так как, во-первых, если чешуя повреждена или пробита, то по ней это видно, и наличие чешуи делает рыбу более безопасной с точки зрения внешних воздействий. Такие мои 5 копеек шекелей.
 
[^]
Феличе
7.07.2015 - 11:56
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.11.13
Сообщений: 4724
Цитата (phelina @ 6.07.2015 - 18:00)
Цитата
В 99% случаев категорически нельзя выводить культурную функцию животного из поведенческих или биологических признаков самого вида


Разве? Разве не логично предположить, что тем же тотемом выбирали животное по ее биологическим признакам? И какой-нибудь орел или волк подходит на эту роль куда больше, чем свинья?)
В Египте были священными, помимо прочих, крокодилы - санитары Нила, кошки - защитники урожая от грызунов. Какой-то умный жрец понял, что нельзя лопать кошек, а то можно без зерна остаться, и объявил их священными. Получается, из-за поведенческих признаков.

В древнеегипетской религии действительно очень легко узнаются пережитки тотемизма, а точнее его поздней формы - локального тотемизма, когда тотем "привязан" не к клану или племени, а к поселению. Но именно с этим связана одна особенность зоолатрии в Древнем Египте: она носила локально-географический характер. В каждом городе или ном было свое местное божество, да и общеегипетские боги - изначально тоже местные божества. Например, местным божеством города Бубастис была богиня Бастет, которую представляли в облике кошки или женщины с кошачьей головой. Отсюда и культ кошек в Бубастисе. А в соседних городах к кошкам относились спокойнее cool.gif
Но точно ни к какому рационализму ("нельзя лопать кошек, а то можно остаться без зерна" и т.п.) зоолатрия в Древнем Египте отношения не имела.

А что касается вопроса о том, как и почему конкретные виды животных закреплялись за конкретными кланами в племени (самый ранний вариант тотемизма именно клановый), то коротко объяснить не получится, придется писать много-много букв. Я лучше порекомендую прочитать работы К. Леви-Строса "Неприрученная мысль" и "Тотемизм сегодня" из его книги "Первобытное мышление". Проблема в том, что мы с вами мыслим и воспринимаем окружающий мир немного не так, как люди в традиционных бесписьменных культурах, и здесь важно посмотреть на этот вопрос как раз глазами представителей традиционных обществ.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 35526
0 Пользователей:
Страницы: (5) « Первая ... 2 3 [4] 5  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх