Чисто комментарии по мелочи.
1) справа от входа немеряно пушек и XVIII века, и раньше, и позже (есть пушки трофейные рижского арсенала, есть более поздние, вплоть до французских гаубиц времен Бисмарка). А в соседнем дворе еще дальше справа, через который выходят посетители под самое закрытие музея, стоят ряды литых бронзовых пушек.
2) И – чего нет, например, в музее армии в Москве – несколько табличек к боевой технике спижжены на цветмет. Позорище.
3) в музее похабнейшее темное освещение, а в начале экспозиции на первом этаже, где еще времена царя Алексея Михайловича, много интересного – и холодное, и огнестрельное – но мелкие буквы на витринах и офигенно далеко стоящий барьер не дают ничего прочитать. А там классно по крепостной и осадной технике XVI-XVII веков.
4) при музее прикольный магазинчик униформистов и модельщиков. Я там укупил на сувениры магнитики на холодильник с репродукциями советских военных плакатов.
№11. кажется, это камнемет. Поэтому и ствол не круглый.
Вообще, публикатор ухитрился ни разу не сфоткать самое важное для тогдашнего пушкаря – пушечные прицелы (на максиме стоял прицел почти один в один пушечный, но попроще). А то, что сфоткано – все равно что музей огнестрельного оружия сфоткать, взяв в кадр одни стволы. К каждой пушке прилагался свой прицел, который вставлялся в корпус у казенной части сверху для наводки. Вот где-то там по стенке где Суворов стоит, были прицелы не в одной витрине, и весь прибор, и виды боеприпаса - картузы, пыжи и все такое. И сабель с шпагами дополна во всем зале.
№ 15. Витрина называется не «суворовского времени», а «павловского». Суворов еще и при матушке Екатерине служил, когда форма была другая, она в другой витрине была, по той же стене.
№ 20. Это шутка? Понятие «мертвая голова» было везде, где люди могли вообразить мертвую голову. А то, что автор пытается вспомнить, в России называлось «адамова голова» (череп с костями) и служил во всей Европе символом боя насмерть. Последний раз в России череп с костями был на фурагах «ударных батальонов» Керенского, и у кого-то из белогвардейских полков, то ли корниловского то ли дроздовского.
№ 26 вот где-то на тех просторах залов осталась интересная витрина – попытки переделки однозарядных винтовок в магазинные, в основном «крынки» конструктора Крнка, времен последней русско-турецкой 1877 года. Напротив в витрине – берданка, основное оружие солдата времен 1860-70-х годов. У Куприна в рассказах солдаты долбят устанвое «малокалиберная винтовка Бердана…». Дальше где-то там же были присланные союзниками-японцами «арисаки». Я надеялся, будет где-нибудь и пара «русских винчестеров», заказанных в 1915-м в США под трехлинейный патрон, но не дождался.
№ 27. Самое главное, что на фотке максим времен русско-японской войны – пулеметы тогда были новинкой, и числились по артиллерии. Конкретно этот пулемет на колесном лафете был штатным оружием крепостного гарнизона. Применялся, например, в Порт-Артуре.
№ 43. «собака-взрывака», скорее всего, с маленькой, на один зальчик, отдельной выставки «животные на войне». Палочка взрывателя на собаке в небоевом положении – в боевом он поднимался, и должен был задеть днище танка, чтобы мина сработала.
№ 52 - немецкая «колотушка» 37 мм примечательна в первую очередь тем, что там же рядом в экспозиции стоит ее сынок – советская сорокапятка, когда по лицензии купили 37 и заменили ствол на своей разработки 45. Я задался вопросом, можно ли по силуэту понять, 45 мм или 37 – и не смог. И щит, и казенка, и лафет практически идентичны. Только толщина ствола.
№ 57 - не пулеметы, а пистолеты-пулеметы и пулдеметы. До боли знакомый «суоми» ну никак на пулемет не катит – а вот то что самый правыцй – непмеецкий МГ-34, вы не сказали.
№ 58. Самый быстрый был не МГ-42, а МГ-34. Он-то и стоит на сошках. Различить легко. У 34-го кожух – цилиндр, а у 42-го – почти прямоугольная в сечении коробка.
№ 59. С точностьтю до наоборот. «Небелдьверфер» поступил на вооружение вермахта куджа раньше нашей «катюши», и был в количестве. Строго говоря. Вполне возможно что и у нас «катюши» ставились бы на буксируемый лафет, но вот не дала промышленность колесных прицепов и на 20% от заказа наркомата обороны, так что все - и стреляющее, и оборудование связи, - монтировали на машины просто от бедности. А немецкие реактивные минометы были тупо точнее, и предназначались не для обработки поля боя, а для постановки дымзавес, отсюда и название – «метатель тумана». Однако, есть множество мемуаров немецких солдат, которые сходятся в одном: «сталинский орган» был оружием скорее психологическим:
№ 60 на витрине два пулемета: ДП и ДТ. К ДТ прилагались еще и отдельные сошки, но танкисты когда снимали пулемет с подбитого танка. Не всегда о них вспоминали.
Кстати, музей еще и уплотняют. Кажется, через год он лишится то ли половины этажа, то ли целого этажа нафиг.