Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:51
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
172
В продолжение темы Запорожец против иномарок: сравнительные тесты НАМИ 1959 года

Примитивный, маленький, тесный, неудобный, ненадежный... Его записали в сотни анекдотов и «украсили» десятками ярлыков, причем и те и другие – обидные, критические и… несправедливые. Ну не был он таким! Поездив на самых разных ЗАЗ-965, как восстановленных у лучших реставраторов, так и не тронутых ими, мы вооружились книжками, призвали свой опыт и решили лично разобраться с имиджем первого Запорожца.

22 фото via

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:51
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
1. Маленький

Никакой он не маленький – для своего класса Запорожец был даже великоват. По тогдашней классификации ЗАЗ-965 с его 650 кг массы и габаритами 3 330 х 1 395 х 1 450 мм относили к микроавтомобилям. При этом многие модели-аналоги были менее солидны – например, Fiat 600 (3 215 х 1 380 х 1 405 мм), Morris Mini Minor (3 030 х 1 390 х 1 350 мм), NSU Prince (3 145 х 1 420 х 1 370 мм). Но советскому гражданину ЗАЗик казался маленьким на фоне привычных Москвичей, Побед, Волг и ЗИМов. Сегодня нам, как людям, знакомым с Окой, Smart, Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочей современной мелкотой, «горбатик» не показался бы таким уж маленьким.

02

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:51
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
03

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:52
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
2. Тесный

Преувеличение! Да, не Волга, но для четырех взрослых человек, как заявлено в мануале, вполне пригодный. Ширина салона (1 300 мм) даже больше, чем у более крупного Москвича-408/412 (1 220 мм), и запас пространства над головой – тоже больше, на целых 15 мм! Спереди можно вытянуть ноги, а сзади двое средней комплектности мужчин у нас сидели, едва касаясь коленями спинок передних кресел и с зазором «в плечах». Да, люди повыше тут подпирали бы передние кресла сильнее, но это единственная претензия к вместительности «Запика»!

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.

04. Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:53
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
3. Примитивный

Отнюдь! Все, что есть в конструкции ЗАЗ-965, направлено на достижение компактности – но никак не на экономию и не на упрощение. В СССР с его нерыночной экономикой производители не стремились «наварить» побольше денег на потребителях. Поэтому, пожалуй, в Запорожце нет ни одного откровенно бюджетного решения, ни одной явно «фуфлыжной», одноразовой детали. Все узлы ремонтопригодны и рассчитаны на длительную эксплуатацию. За что ни возьмись рукой – все прочное, надежное, пусть и не всегда изящное.

05. Торпедо ЗАЗ-965 обычного типа


Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:53
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Компоновка автомобиля, схема и устройство двигателя, конструкционные материалы, оснащение, отделка интерьера – все было сделано на современном для того периода уровне или с опережением его. К примеру, большая часть иномарок-одноклассников «Запика», как и он, были именно заднемоторными, но кроме него лишь две–три модели имели полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат. Мало того, только у ЗАЗов он был рациональной для заднего размещения V-образной схемы. А еще ни одна серийная легковушка в СССР не имела независимой подвески – кроме Запорожца, разумеется!

Снаряженная масса:
650 кг

06. Сегодня еще можно встретить ЗАЗик, которого не касалась рука реставратора

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:54
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
4. Немощный

Вранье! Другие машины тогда были не более «заряженными»! С самыми распространенными моторами (27 и 30 л. с.) Запорожец имел энерговооруженность 24–21 кг на 1 л. с., а, например, современный ему Москвич-407 – 22 кг на 1 л. с. Естественно, с полной нагрузкой расклад менялся, но это удел любого малоформатного автомобиля, обусловленный, кстати, более рациональным соотношением полезной нагрузки и собственной массы машины.

В целом, динамика исправного «горбатого» вполне соответствовала духу времени – другое дело, что поддерживать бюджетную машину в исправности могли не все владельцы. В сегодняшнем городском потоке автомобиль держится вполне уверенно – но только в пределах первых двух–трех передач. Затем, ясное дело, запал иссякает – нынешние скорости уже не те.

07. Сегодня еще можно встретить «ЗАЗик», которого не касалась рука реставратора

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:55
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
5. Мотор негодный – хронически перегревается

Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.

08. Напольный акселератор был у машин первого года выпуска

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:55
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Настоящей же бедой Запорожцев было то, что не все владельцы поддерживали свой автомобиль в надлежащем техническом состоянии. Собственно, это касалось не только ЗАЗов, и неважно, о каком типе мотора идет речь: если неухоженные «водянки», к примеру, оставляли на дорогах лужицы воды, то «воздушники» – грелись. Элементарная процедура мойки или очистки двигателя ЗАЗа предупреждала проблемы, но у многих горе-автолюбителей под кожухами системы охлаждения мотор обрастал масляной коркой, армированной слоями пыли и пуха, и нарушение температурного режима было гарантировано.

09. Двигатель V4 был компактным и занимал не все подкапотное пространство


Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:56
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
А если после ремонта или обслуживания «умельцы» выбрасывали из-под капота хотя бы часть жестяных воздуховодов (а ведь выбрасывали поголовно, едва ли не через одного!), конкретный перегрев не заставлял себя долго ждать. На беду, сети автосервисов – ни для ЗАЗов, ни для других марок – в стране в 1960-е не существовало, и прививать культуру грамотного обслуживания Запорожцев было некому.

10

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:56
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Краткие технические характеристики
Двигатель:
четырехцилиндровый, V-образный, 887 см³
Мощность:
30 л. с. (4 000—4 200 об/мин.)
Максимальный крутящий момент:
5,3 кгм (2 800—3 000 об/мин.)
Габариты (Д х Ш х В):
3 330 х 1 395 х 1 450 мм
Дорожный просвет:
175 мм
Максимальная скорость:
100 км/ч

11

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:57
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
12

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:57
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
6. Боится жары

Выдумки! В корне ошибочный стереотип, распространяющийся в автолюбительской среде на все моторы воздушного охлаждения. Между тем, исходя из теории ДВС, жара менее влияет на работу мотора-«воздушника», чем привычной всем «водянки». Причина проста: разница температур между цилиндром двигателя (140–180 °С) и теплоносителем – забортным воздухом (допустим, 30 °С) куда выше, чем между тем же цилиндром и омывающим его антифризом (90 °С). Улавливаете суть? На фоне разницы в 110–150 градусов изменением температуры воздуха за окошком Запорожца на 15 градусов, как говорят физики, можно пренебречь. Откуда же взялся этот устойчивый стереотип о том, что Запорожцы особенно часто перегреваются в жару?

13


Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:58
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Видимо, дело в том, что в СССР половина «частников» эксплуатировали машины только в теплый сезон. И именно летом количество Запорожцев на дорогах существенно возрастало: дачи, пора отпусков, вояжи к морю, в горы, на реку… А где вояжи – там перегруз, там интенсивный скоростной режим, и, естественно, при вышеуказанных неладах в моторе – его перегрев. Вот и стояли на обочинах «Запики» с поднятой крышкой капота, остывая и делая себе антирекламу. Зимой процент ЗАЗов на дорогах иной, режимы движения – тоже, и приметных силуэтов с поднятым задним капотом на порядок меньше.

В наши дни мы ездили на отлично восстановленных, отлаженных и комплектных машинах, и понятно, что стрелка термометра на приборном щитке вела себя дисциплинированно. С другой стороны, личный опыт автора, в студенчестве проездившего три года на древнючем ЗАЗ-966 с таким же мотором-«тридцаткой», как у «горбатого», подтверждает: чистый и правильно отрегулированный «движок» не греется, как ни мучай его перегрузами и крутыми подъемами.

14. Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:58
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
7. Ненадежный

Надежный. Мало найдется случаев, чтобы один из 322 166 экземпляров «горбатого», выпущенных в Запорожье с 1960 по 1969 гг., остановился в поле и не смог доехать домой. Другое дело, что он не был столь долговечным, как «государственные автомобили» – созданные для работы в госструктурах Победа, Волга, ЗИМ. И все же конструкция ЗАЗ-965 соответствовала условиям эксплуатации в любых регионах Союза: прочная подвеска, недетский клиренс (175 мм), жесткий и «негниющий» кузов, мощный отопитель (он же предпусковой подогреватель).

15. Молдинг вдоль боковины ставился на экспортную модификацию Jalta – Ялта



Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
16. У экспортной версии Ялта руль был особенный


Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Слабые места, конечно, были – двигатель служил не более 35–50 тысяч километров до среднего ремонта, быстрее других узлов изнашивалась передняя подвеска. Но и тут все зависело от ухода: двигатель требовал хорошего масла (а многие заправляли его низкокачественным автолом), а шкворни и втулки торсионов «передка» нужно было регулярно смазывать.

17

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 19:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
18. Подобная чрезмерная косолапость не была типичной для ЗАЗ-965

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 20:00
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
С годами массового производства ЗАЗ-965 запущенных экземпляров на улицах становилось все больше, ведь потрепанный «горбатик» стоил сущие копейки, и вкладываться в серьезный ремонт резона не было. Тем не менее в край «убитые» экземпляры продолжали кое-как ездить и, кроме пользы своим владельцам, приносили модели имидж ненадежной. Мы сегодня ресурсных испытаний не проводили, но смеем заверить: исправный, хорошо отлаженный ЗАЗ-965 ведет себя на ходу совершенно адекватно и производит целиком приятное впечатление и на водителя, и на пассажиров.

Контрольный расход топлива на 100 км: 5,5 л

19. Такой капот был у ЗАЗ-965 второй серии


Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 20:01
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
8. Скопирован с Fiat

Так ставить вопрос нельзя. Похож внешне – да, но только спереди, и, скорее, все же стилистически. Отличия более существенны: у Fiat 600 (1955 г.), который «знатоки» называют прототипом Запорожца, корма была совершенно иной – бесступенчатой (типа фастбек), а боковины выглядели совсем архаично – с рудиментами в виде старомодных выступающих крыльев. Касательно начинки вообще разговора нет. Передняя подвеска отличается принципиально, колеса разных калибров, двигатель у «нашего» – V-образный «воздушник», у «итальянца» – рядный, водяного охлаждения, с радиатором, пристроенным в правом крыле. Из действительно схожего – конструкция силовой схемы кузова и коробка передач, объединенная с главной передачей. Хотя точно такая же развернутая вперед трансмиссия была еще на Volkswagen Kafer 1938 года, так что кто кого скопировал, это вопрос.

20

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 20:01
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
21. Заводским зеркалом комплектовались только экспортные версии Ялты

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
opasnyeludi
30.08.2016 - 20:02
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
22. Такая эмблема использовалась в первые годы производства «горбатого»
всЁ!

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 30.08.2016 - 20:02

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
chupacabrass2
30.08.2016 - 20:03
-3
Статус: Offline


Baldur

Регистрация: 2.11.10
Сообщений: 1987
Цитата
Скопирован с Fiat

Так ставить вопрос нельзя.

правильно. с Фиата скопирован Москвич 444, а уже с него- ЗАЗ 965
Цитата
Причина проста: разница температур между цилиндром двигателя (140–180 °С) и теплоносителем – забортным воздухом (допустим, 30 °С) куда выше, чем между тем же цилиндром и омывающим его антифризом (90 °С). Улавливаете суть?

что за дебил писал текст? про теплопроводность сред он не слышал? И про принцип водяного охлаждения ДВС (про помпу, радиатор и т.д.), видимо тоже...

Это сообщение отредактировал chupacabrass2 - 30.08.2016 - 20:09
 
[^]
МимоПроходил
30.08.2016 - 20:04
20
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 22.11.04
Сообщений: 8345
не горбатый, но тоже героический cool.gif



Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец
 
[^]
Dryg
30.08.2016 - 20:05
9
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 6.04.10
Сообщений: 1013
Слов нет, автор живьём видел "горбатого"? Столько бредятины...
Я помню, как соседу мы пацанами помогали снимать моторчик. Не мотор поднимали, а Запор за жопу поднимали и передвигали!

Это сообщение отредактировал Dryg - 30.08.2016 - 20:10
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 24203
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх