Русь, Россия: Часть четвертая, 1000 лет ЛОГИЧНОЙ истории

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
AlexMSQ
15.01.2015 - 14:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
52
Часть третья

Срач в Третьей части просто вынудил меня закрыть все вопросы по огнево-подсечному земледелию в истории России этой простыней. Извините, научно-популярная статья таким образом превратилась в научную, но в условиях имеющегося срача по-другому нельзя.


ОГНЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО

- Так называют культуру, в которой прибегают к содействию огня. Эта культура применяется преимущественно при разделке лесных угодий, затем болотных пространств и лугов. Выжиг леса называется лядом или подсекой, кустарника - сыросеком, дерна - кубышем; общее же название таких культур - огнища или палы (см.). Наиболее для такого пользования пригоден пирамидальный тополь и ольха, а также дуб, клен, ясень, осина и ильмовые породы.

Лес, если имеется в виду приготовить из-под него лядо; рубится весной, когда он совершенно оденется листом. Тогда деревья иногда успевают к августу подсохнуть до того, что легко сгорают. Лучшие деревья, годные на строительный материал, а равно и на разные поделки, отбираются; сжигаются только мелкие. По пожогу, почти без всякой подготовки земли, лядо засевается озимой рожью; если же срубленный лес не успел за лето просохнуть, то лядо оставляется на следующую весну и идет под какое-либо яровое растение (ячмень, пшеница и т. п.). В иных местах без всякой подготовки и заделки сеют по гари, а в других обрабатывают лядо мотыгами (копылами). При употреблении мотыги считают, что на десятину нужно 20-25 женских рабочих дней; затем выжженное пространство заскораживается особой бороной, состоящей из тонких высоких еловых сучьев - так называемым смыком. Лядо обыкновенно бывает свободно от всякой сорной травы, но возле пней появляются побеги осины и ольхи, которые стараются уничтожить. На другой год лядо, хотя и с трудом, вспахивается сохой без палицы, на что требуется очень опытный рабочий. Под третий хлеб лядо вспахивается с осени, весною пни окапываются копылами, семена покрываются сохой. Сеют хлеб по лядам подряд лет 5-6, пока земля родит без навоза, а затем лядо или запускают под древесную поросль, или превращают в пахоту с удобрением навозом. Растения, высеваемые на лядах, различны; там, где лето слишком короткое, например в самых северных губерниях, довольствуются ячменем или репой; несколько южнее сеют на пожогах рожь, лен, а еще южнее, в губерниях Псковской, Смоленской, Витебской и др. - даже яровую пшеницу. В некоторых местах, например в Вологодской губернии, заканчивают лядо посевом тимофеевки, что у нас, на дальнем севере, очевидно зародилось, совершенно самостоятельно (см. Кормовые травы). Урожаи на лядах бывают, особенно в первые годы, очень прибыльны - от 7 до 15 зерен, иногда до 25-30. Хлеба, снимаемые с ляд, полновесны и чисты от всякого сора, почему такой хлеб рекомендуется как посевной. Лядинное или подсечное хозяйство ведется почти исключительно крестьянами, требует очень много рабочих рук, почему предпринимается только многосемейными домами или целыми деревнями; тем не менее крестьяне охотно берутся за такую работу, а при обилии лесных пустошей О. хозяйство может дать очень денежные статьи; при правильном ведении такой культуры получается хотя и истощенное, но скоро поправимое земельное угодье, годное или для пашни, или для лугов.

Форма земледелия, известная под названием сыросека, состоит в разработке также с помощью огня, запальных земель, покрытых не лесом, а мелким кустарником. Таковы так называемые наши облога, которые, если не выбиваются сильно скотом, скоро зарастают лесной порослью, под которой в 10-15 лет земля поправляется и снова становится годной для распашки. На сыросеках лесная поросль вырубается и в то же лето сжигается. Сыросеки уступают лядам, но 2-3 года дают порядочные урожаи и при некоторых разумных приемах легко могут быть обращены в хорошие луга. Всего чаще на сыросеках делаются так называемые резы, по которым сеется лен, почему их называют иногда льнищами. В кубышах пожог направляется главным образом на верхний слой почвы, на дернину; выжигание дернины допускается на местах, поросших мелколесьем, мхом, сорными травами, на старых выгонах, вообще, на почвах сильно задернелых и уплотненных. С этой целью сначала заготовляют хворост, идет в дело старая солома, бурьян и т. п. Из поднятого дерна и хвороста делают кучи, таким образом, чтобы последний весь закрывался дерном, исключая подветренную сторону, откуда надобно бывает зажечь кучу. Когда весь хворост истлеет и остынет, тогда дерн, золу, разбрасывают возможно ровнее по разделанной пожне и засевают под борону обыкновенно рожью, которая в первый год дает от 10 до 20 зерен, а во второй довольствуются и 4 зернами; в третьем же году на кубышах и овес родится много сам-друг. Выжигание дернины (K ü tterbrennen) в прежнее время было в большом употреблении в Финляндии, в Прибалтийском крае и в Петербургской губернии. Ученые агрономы Финляндии всегда были против такой культуры, так как там обширные площади превратились в совершенно бесплодные "овсяные пашни", получившие такое название вследствие бессменного засевания выжженных задернелых мест овсом. К помощи огня прибегают также при разделке в луга или поля болот как моховых, так и травянистых, но преимущественно первых; болота предварительно должны быть обсушены. Так как моховые болота очень глубоки, то обжигание их повторяется не один раз и это не считается особенно вредным, так как полученная таким путем зола увеличивает количество неорганических веществ, которыми мох (Sphagnum) очень беден. Но часто повторяемое выжигание может быть вредно даже и на моховых болотах. Что же касается луговых болот, то здесь имеется в виду истребление крупных сорных трав, для чего довольствуются самым поверхностным обжигом. Наконец, огнем пользуются при выжигании растительности на черноземе, что не раз сопровождалось страшными степными пожарами. Целью, ради которой предпринимается выжигание степей, считают уничтожение бурьянов. На вред таких пожогов несколько раз обращало внимание общество сельского хозяйства южной России, а также департамент земледелия. Тем не менее выжигание степей ("палы"), хотя в настоящее время значительно ослабло, так как степи большей частью распаханы, все-таки до сих пор встречается. Так, например, в Таврической губернии в больших овцеводческих имениях выжигают степи с целью истребления "калдана", особого вида ковыля (Stipa capillata), колючие плоды которого вонзаются в тело овец настолько глубоко, что причиняют нередко им смерть.

Огневая культура принадлежит к числу самых древних и существовала всюду и везде, где народу приходилось занимать земли, обильные лесами, путем колонизации. Для обращения таких земель в пашни, хлебные деревни, пашенные сельца, слободы "починки", "сиденья" нужно было ронить и чистить лес прежде, чем внести в них соху и косу, что всего легче делать при помощи огня. А так как на долю наших предков досталась земля древлянская, т. е. по преимуществу лесная, то огневая культура в свое время была господствующей формой земледелия в древней России, что доказывается свидетельствами иноземных путешественников по России (Олеарий, Герберштейн и др.), а равно и нашими актами XV и XVI столетий, в которых постоянно говорится о подсечном, т. е. О. хозяйстве. Но еще и в настоящее время наши северные и приозерные, богатые лесами губернии в большинстве держатся огневой системы. В 1790 г. императрица Екатерины дала Вольному экономическому обществу повеление "о начертании мнения, объясняющего пользу и вред суков и кубышей, которые при жжении от неосторожных земледельцев частые причиняют пожары и таким пагубным истреблением невозвратный ущерб народу приносят". Есть полное основание полагать, что все наши так называемые пустошные земли, заросшие мелколесьем, перебывали под огнем. Во внутренних центральных губерниях, например Псковской, Витебской, Смоленской и др., также лядинное хозяйство доставляет землевладельцам при правильном пользовании землей хорошие доходы. Известный Энгельгардт основывал всю систему своего хозяйства на разработке мелколесья и обращения последнего, с помощью некоторых приемов, в которых немалую роль играла О. культура, в пашню, а лет 20 тому назад в Витебской губернии один хозяин все благосостояние своего имения основал именно на О. культуре. Однако эта культура должна быть рассматриваема как неизбежное зло и может быть терпима только в исключительных случаях, как, например, при разделке лесных пространств, там, где лес по отсутствии сбыта не имеет никакой ценности, затем при разработке болот, при сжигании морских выбросов, торфяников и т. п. Бывают однако случаи, когда О. хозяйство может приносить пользу и в странах весьма культурных, какова, например, Англия. Мы разумеем обжигание тяжелых глинистых почв, практикуемое на английских и преимущественно на шотландских фермах. Такая форма О. хозяйства имеет свое начало с незапамятных времен. Оно было употребительно еще во времена римлян, и в Англии применяется довольно давно (первый предложил ее в 1828 г. Битсон), почему долгое время считалось формой рутинной. Королевское общество сельского хозяйства поручило химику Фелькеру подвергнуть вопрос об обжиге глины подробному исследованию. Приемы, употребляемые при обжигании таких почв, очень просты, но обходятся сравнительно дорого. В общем они сходны с выжиганием у нас дернины (см. выше), т. е. верхний слой земли подпахивается или же штыкуется (вскапывается заступом). В первом случае пласты, а во втором взрытые комья или глыбы складываются в кучи, внутрь которых закладывается горючий материал. Прежде для обжига глины строились особые печи, остаток которых еще не так давно можно было видеть на английских и шотландских фермах. Профессор Фелькер в обжигании глинистых почв различает двоякое действие огня на глину - механическое и химическое. Первое состоит в изменении ее физических свойств и главным образом - вязкости. Глинистые почвы считаются наиболее тяжелыми, вследствие затруднительности их обработки. Во влажном состоянии они очень вязки, а в сухом - очень тверды; вследствие обжига глина делается более скважистой и легче размельчается, что очень облегчает обработку глинистых почв, а равно и доступ внутрь их воздуха и более равномерное размещение влаги. Если верить Струкману (Германия), обожженные глинистые участки становятся рассыпчатыми и не теряют своей рассыпчатости и в последующие годы. Что же касается химического обжига глинистых почв, то оно, по Фелькеру, состоит в выделении из глины полезных для растений минеральных веществ и главным образом щелочей, а равно и фосфатов, особенно, если глинистые почвы не лишены органических веществ, а щелочи и фосфорная кислота особенно важны для растений корнеплодных, каковы, например турнепсы, культура которых так распространена в Англии. При слабом обжигании, количество щелочей увеличивается, при сильном - уменьшается, вследствие образования нерастворимых силикатов. Выжженные почвы, как показали опыты Струкмана, два-три года дают хороший урожай без всякого удобрения, а доступность обработки, вследствие приобретаемой ими от обжига рыхлости, как бы за ними закрепляется. У нас на обжигание глинистых почв недавно обратил внимание профессор киевского университета С. М. Богданов. В ряде статей, помещенных им в журнале "Хозяин" в текущем году, под заглавием "Попытки поднять плодородие почвы за счет ее богатства", он затронул вопрос о полезности обжигания. "Считаю не лишним указать - говорит Богданов - на вероятную пригодность приема обжигания почв и у нас, ввиду благоприятного его действия на физические и химические свойства почв мало культурных. Но, несомненно, еще большего внимания заслуживает более простой, доступный и менее рискованный прием выжигания жнивья, если замеченное у нас благоприятное влияние его на плодородие почвы удастся подтвердить в условиях обыкновенного полевого хозяйства на разнообразных почвах". К такому заключению г. Богданов пришел, с одной стороны, вследствие чрезвычайно благоприятного результата, от усиленного действия на почву вообще тепла, которое он развивал в почвенных образцах, стерилизуя их в атмосфере водяного пара при температуре около 125° Ц. в течение 2-х часов, а с другой, и от непосредственного обжига поверхности почвы, но в очень малом размере (2 кило). Опыт производился не с чистой глиной, а с черноземной почвой. Исследователь предполагает продолжать свои опыты над обжиганием почв, но в настоящее время он констатирует только факт, что в почве, после обжигания ее овсяной соломой, смоченной керосином, содержание усвояемой фосфорной кислоты увеличилось почти в 6 раз, что, впрочем, он приписывает нахождению в его почве значительного количества органических веществ, богатых фосфорной кислотой и выделивших ее после обжига. Во всяком случае, обжигание глинистых почв заслуживает внимания и стоит того, чтобы были произведены над этим приёмом более точные опыты и у нас, так как О. хозяйство существует у нас во всех возможных его видах.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
НА СТАРТ!

Теперь, когда мы знаем о хозяйстве древних славян и германцев, обратимся к 400-500 годам нашей эры на земли Дании, Швеции, Польши, России и Балкан. Разрозненные племена, живущие рассеянно по этим землям, получили в свои руки “супертехнологии”. Это акклиматизированную пшеницу, железный топор и железный плуг. Перейдя на огнево-подсечное земледелие, они резко повысили свою численность, вследствие резко выросшей производительности сельского хозяйства, подчистили вокруг себя лес, и перед ними встал вопрос - а где и как вести хозяйство дальше? И пошли они солнцем палимы… Германцы на север и запад, славяне на юг и восток. Следует заметить, что некоторые германцы ушли на юг, вроде Готов, некоторые славяне ушли на запад, вроде Ободритов… В силу разных причин и они были лишь исключениями. Есть даже вариант, когда двинувшиеся на север германцы оказались в результате своего продвижения даже восточнее славян. Уже Прокопий Кесарийский пишет, что славяне разграбили и заселили все от Иллирии до Греции, и даже в Афинах теперь население славянское.

Цитата
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [общине], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
   Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.

Прокопий Кесарийский, «Война с готами»

На рисунке древний галл, но судя по описанию, древние славяне мало чем отличались. Славяне больше любили одеваться в белое и красное.

Это сообщение отредактировал AlexMSQ - 15.01.2015 - 15:08

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
В 7 веке, несколько позже, славяне появляются у озера Ильмень и основывают там свои поселения. В то время на этих территориях проживали более примитивные в хозяйстве и социальных отношениях племена балтов и финнов. Как более древние и примитивные земледельцы, они пользовались в хозяйстве еще даже каменными орудиями, или литым железом, выращивали ячмень и коноплю. Как в живой природе, когда у 2 видов не пересекаются виды добычи и места охоты - они не конфликтуют, то же самое случилось и с древними финнами и славянами. Славяне искали дубовые и ольховые рощи вдоль рек, финны использовали для выращивания своей еды и хозяйственных культур глубокие чащи или вовсе границы леса. Славяне расселились по этой территории “сквозь” местных жителей, абсолютно не мешая их хозяйству.

Хозяйство финского крестьянина

Это сообщение отредактировал AlexMSQ - 15.01.2015 - 15:07

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
В случае же германцев все оказалось сложнее. Длительное обитание в довольно замкнутом пространстве, перенаселенность и столь же длительный контакт с Римской цивилизацией породили весьма недурную организацию общества, социальное расслоение и появление традиции “королей и дружинников”. При расселении по доступным им свободным землям они скорее не заселяли эти земли, а колонизировали их в качестве королей или другого вида “хозяев”. Они были сильнее и культурно, и технологически, и в военном плане, чем славяне. Множество германских племен еще до расселения на север и восток, еще до начала расселения славян, расселялось на юг, как те же Готы или Вандалы. Экспансия германских дружин на восток всего-лишь являлась продолжением расселения германцев в разные стороны из своей тесной берлоги в середине Европы.

Именно таким образом скандинавские стоянки появились раньше славянских в Гнездово или в районе Ярославля. Однако это были именно колонии, или фактории, но не поселения. Из пришельцев с запада заселили эти территории именно славяне! И все было бы ничего для этих варяжских колоний, вполне возможно из них родились бы еще пара русских княжеств, но произошло неожиданное. А именно, самоорганизация скандинавов, финнов, балтов и славян в новую для них формацию - город! Город с властью, дисциплиной, налогами, и со своими политическими и торговыми интересами. А поскольку колонии в Ярославле и Гнездово были все же торговыми предприятиями, они довольно сильно мешали торговле Древней Ладоги, а позднее Новгорода.

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Не следует в такой самоорганизации искать исключительность. Подобные явления происходили на всех генеральных торговых путях Древнего мира или Средневековья. Вообще, собственно говоря, все славянские города Древней Руси возникали именно в качестве торговых сборных пунктов или факторий. Как уже говорилось выше, у древних славян, заселявших земли Древней Руси был очень большой избыток самых разнообразных товаров, от зерна до соболей и рабов. И эти товары можно было сбыть! И самыми большими перевалочными пунктами в Древней Руси стали 3 города: Ладога/Новгород, Полоцк и Киев. В которые свозили большие караваны из факторий поменьше, собиравших уже излишки товаров в розницу у местного населения в виде товаров или дани. Основными конечными пунктами торговли были Бирка, Константинополь и Хедебю, либо, если хотелось торговать с Персией - Булгар, являвшийся монопольно торговым пунктом на Азиатском направлении. Торговля помимо Булгара, или вообще попытка торговать напрямую с Персией - могла кончиться для пытающегося крайне плачевно и власти Булгара за этим зорко следили. Севернее же Булгара скандинавские фактории в районе Ярославля также убивали любого, стремящегося самостоятельно, “без крыши”, прорваться через Путь из Варяг в Греки, что тоже не помогало торговле. Тем же самым промышляли местные варяжские авантюристы в Киеве и Полоцке.

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
И вот самая богатая торговая база региона, переросшая в город Ладога, захотела себе охраны от набегов Викингов, Хазар и других дружелюбных соседей, как любой европейский город. Однакож собственных князей и королей, а также наследия империи Карла Великого и Древнего Рима, откуда можно было скопировать общественный уклад города или государства, у патрицианских семей Ладоги из рядов финнских, балтских и славянских племен, не было! И это наследие было решено купить и импортировать. Теоретически, единственный кандидат по известным документам - европейский авантюрист Рорик Ютландский, с погонялом “Бич Христанства”, но эта гипотеза никем не была доказана. Да и на его месте мог быть в реальности любой другой известный скандинавский авантюрист. Старого деда вместе с его дружиной взяли на неплохую зарплату, обязав вести войны от имени Ладоги. Ладожский князь обладал, помимо обязанностей, некоторыми правами, в частности владел и получал доход с некоторых областей судебной власти (обычная европейская организация власти на то время, объединение судебной и исполнительной властей). И самое главное, в процессе его деятельности в Ладоге, а позднее в Новгороде, им, совместно с патрицианскими (боярскими) семьями Ладоги была организована “Новгородская Русская компания” по совместной эксплуатации богатств ландшафта Пути из Варяг в Греки, включая всю торговлю и население.

Слева - Варяжская улица Старой Ладоги - самая древняя русская городская улица

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
НОВГОРОДСКАЯ РУССКАЯ КОМПАНИЯ

На самом деле организация так не называлась. Но будь она организована в 17 веке - она называлась бы именно так! Собственно в этой главе также придется обратиться к происхождению самого названия - Русь. Традиционное название Русских земель - Гардарики. Страна городов. Выше мы уже рассматривали, почему - города были “точками сбора и агрегации” товара и торговых караванов. Однакож столь богатые на товар и торговлю земли все еще оставались вне государственного поля. Как привокзальные ларьки не испытывают недостатка в рэкетирах, так и в этом случае недостаток власти восполнили варяжские дружины и авантюристы, расселившиеся в Полоцке, Киеве, вокруг Смоленска и Ярославля. Именно эти варяги, происхождением датчане, фризы, шведы, саксы… и называли сами себя Русы. Это их самоназвание. И соседи их также называли всю эту землю - Русская, по принадлежности. Ладога же, пусть имея и собственную славяно-финнскую, не скандинавскую элиту, не имела достаточной своей традиции государственной власти, военной силы, да и способности договариваться с другими скандинавами, не имея с ними родственных связей. В те далекие времена не иметь родственных связей с тем, с кем договариваешься, - означало что к тебе при переговорах будет отношение как к папуасам Микронезии или американским индейцам, или еще хуже - что случилось с Полабскими славянами - как к неграм Африки.

В новгородском своде летописей имеется рассказ о том, что варяги брали поголовную дань (по белке с человека), собирая её со славянских племён словен и кривичей и угро-финского племени чудь. Общая беда привела к восстанию против варягов, которые были изгнаны, а объединившиеся племена славян и угро-финнов, обретя независимость, начали интенсивное строительство. Не желая отдавать предпочтение одному из членов триады (словен, кривичей, финнов) , они приняли решение пригласить князя «из-за моря». В 859 или 862 году (летописи называют две даты) был приглашён князь Рюрик

Это сообщение отредактировал AlexMSQ - 15.01.2015 - 15:24

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Именно традиционное для славян того времени отсутствие государственной организации и государственной власти вынудило патрицианские семьи Ладоги, владевшие торговлей через Ладожское озеро, в условиях жесткой конкуренции за торговые пути, нанять к себе в военные руководители и “исполнительные директора” известную семью викингов. При этом название Русская земля сохранилось за всей вышеозначенной территорией, а Русью называлось лишь племя или социальная группа (до сих пор точно неизвестно) скандинавских поселенцев, германцев этнически, сохранявших тесные социальные, в том числе родственные, связи со всем балтийским регионом.

С чего начинал Рюрик? Как и любой обладатель власти в то время, он участвовал в судебной и осуществлял военную власти, за что получал стабильный доход, долю с добычи, а в случае Ладоги - еще и зарплату. Для тех времен это было довольно теплое и доходное место с уникальными финансовыми условиями, не перенаселенная Европа с кучей желающих поживиться и бедным крестьянством. Но и власть зато была довольно ограниченной, и касалась только внешней политики патрицианских семей Ладоги/Новгорода, осуществляя которую князю приходилось лавировать между интересами партий и семей.

Большой дом в Старой Ладоге - так называемый “Дворец Рюрика”

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Большой дом в Старой Ладоге - так называемый “Дворец Рюрика” - в разрезе

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Возможное место захоронения Рюрика в урочище Плакун

Больше о раскопках "Кургана вождя" можно почитать тут:
Сопковидная насыпь близ урочища Плакун в Старой Ладоге

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
До нас дошли договоры между Новгородом и князем, относящиеся к 60-м годам XIII века (более ранние не сохранились). Приглашаемому князю и его людям запрещалось делать поборы на новгородских землях. Это право принадлежало самим новгородцам, которые делились с князем частью доходов, выплачивая ему так называемый «дар» — вознаграждение за исполнение обязанностей. В ходе раскопок Новгорода в слоях конца X — первой четверти XII века неоднократно обнаруживались деревянные «замки», с помощью которых опечатывали мешки с пушниной, собранной в государственную казну. На поверхности «замков» сохранились надписи, указывающие на принадлежность содержимого мешка. Пушнина могла принадлежать князю или сборщикам налогов, которым, согласно Русской правде (древнейший законодательный кодекс Руси), полагался определённый процент собранного. Всего найдено более 50 «замков» и всякий раз — на усадьбах самих новгородцев. В ряде случаев подобные находки сопровождались берестяными грамотами, адресованными тем же лицам, чьи имена были написаны на «замках», и сообщавшими о деталях собирания доходов. Ограничение княжеской власти в такой важной области, как сбор государственных доходов и формирование государственного бюджета, восходит, скорее всего, к предполагаемому договору с Рюриком.

На этом настиле, появившемся в 1126 году, заседал «смесной» суд князя и посадника

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Наипервейшей задачей на торговом пути Из Варяг в Греки для Ладоги стояла агрегация торговых путей через Западную Двину и Ладожское озеро, прямой выход на Персию или хотя-бы на Булгар, и ликвидация посредников в торговле с Константинополем. В отличие от ограниченной власти бояр и князя Рюрика в Ладоге, на “осваиваемых” землях закона не существовало, только закон “Русской Компании Новгорода”, и эти земли попадали в прямое управление и хозяйство князя и боярских семей Ладоги, а впоследствии, после переезда Князя на свой собственный двор, как было привычнее европейскому феодалу, и переезда торговли в новое, более удачное место - уже боярских семей Новгорода. Ладога была уязвима для викингов с моря, для грабежей диких финнов и набегов шведов. Находящийся за 2 устьями и цепью порогов Новгород - гораздо более безопасное место для контроля водного торгового пути. И инициатором переезда, судя по всему, была одна из политических партий Ладоги при поддержке князя Рюрика. Достоверность события подтверждается раскопками на Городище (в 3 км от Новгорода), где вплоть до XVI века находилась резиденция новгородских князей. Её формирование началось именно в середине IX века. Материалы раскопок на Городище наглядно демонстрируют элитарность комплекса и наличие в нём множества скандинавских изделий.

При этом племенное деление патрицианских семей Ладоги сохранилось и после переезда. Раскопки показали, что территория будущего Новгорода в первой половине X века это ещё не город, а три посёлка родовой аристократии, разделённые пустыми пространствами. Вокруг центральных усадеб расположены пашни, пересечённые грунтовыми просёлочными дорогами. Сами названия посёлков, ставших в дальнейшем основой административно-территориального деления Новгорода (его концов), говорят об их вероятной исходной разноэтничности: Славенский (то есть “словене”), Неревский (от названия угро-финского племени «нерева»), Людин (от славянского «люди»; вероятнее всего, это посёлок кривичей). Ещё два конца, Загородский и Плотницкий, сформировались в XII—XIII веках. Преобразование этой догородской структуры в город произошло в середине X века.
С этих пор Ладога превратилась в укрепленный перевалочный пункт и крепость Новгорода на его внешнем торговом пути.

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 15:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Так была образована корневая инфраструктура компании, впоследствии ставшей государством. И, что особенно важно, именно эта особенность экспансии Викингов на Русскую землю послужила толчком к ассимиляции Викингов и их социальной структуры среди славян. Есть еще только одно место, где Викинги, захватившие власть или земли, ассимимилировались подчиненными народами - это Нормандия, но о ней мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
шарикофф1981
15.01.2015 - 15:50
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.12.12
Сообщений: 1222
Для интересующихся историей русского крестьянства почитайте это
Бердинских Виктор - Крестьянская цивилизация в России
и еще
Бердинских Виктор - Речи немых. Повседневная жизнь русского крестьянства в XX веке
не про древнюю Русь конечно но все же...
 
[^]
Шкет
15.01.2015 - 16:09
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 11.12.14
Сообщений: 214
Я так и не понял, почему разные шведы, датчане и др. стали называть себя русью и что означает это слово :(
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 16:14
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Цитата (Шкет @ 15.01.2015 - 16:09)
Я так и не понял, почему разные шведы, датчане и др. стали называть себя русью и что означает это слово :(

Загадка, ответа на которую пока не нашли. Поинтересуйтесь историей Русского посольства к Феофилу и Людовику Благочестивому. Еще ДО призвания Рюрика.

Имперцы сразу узнали в посланцах Шведов, но те себя Шведами не называли, а называли Русами. Феофил также четко различал Шведов и Русов, ХЗ по каким признакам. Шведы у него служили в наемниках, а с Русами он договора заключал международные. Причем идентифицированы эти Русы были в итоге как жители Гнездовского городища. А еще один след того посольства обнаружен в пепелище Бирки - таки в Швеции.

Это сообщение отредактировал AlexMSQ - 15.01.2015 - 16:28
 
[^]
Fokyc
15.01.2015 - 17:22
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.14
Сообщений: 1819
Срач в третьей части? С вашей стороны таки да. С моей стороны было несколько замечаний по поводу не правильного изложения или толкования некоторых фактов. Которые в начале этой темы снова проскакивают.

По нынешним представлениям население Древней Руси в самый расцвет ее могущества, в конце 12 - начале 13 веков, ...
Впоследствии археологи выяснили, что многие из этих городищ были брошены за 100 или даже 200 лет до татаро-монгол или спустя 100 лет после их появления. ...
Так вот, эти “сожженные городища” - и есть “стоянки” тех древних крестьян-земледельцев. Почему они сожжены примерно в одно и то же время? Потому что крайне близко друг от друга находится 10-15 крестьянских стоянок, брошенных и сожженных с интервалами 3-7 лет. Для археолога это практически неразличимый период. ...

В чём правда, брат? - ©
Цитировать, повторю, энциклопедию в данном случае дурной тон. В этой цитате нет конкретики по времени, по народности, по временному периоду.

Чем мои факты из археологических отчётов вас не устроили?
 
[^]
Fokyc
15.01.2015 - 17:30
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.14
Сообщений: 1819
Цитата (AlexMSQ @ 15.01.2015 - 16:14)
Цитата (Шкет @ 15.01.2015 - 16:09)
Я так и не понял, почему разные шведы, датчане и др. стали называть себя русью и что означает это слово :(

Загадка, ответа на которую пока не нашли. Поинтересуйтесь историей Русского посольства к Феофилу и Людовику Благочестивому. Еще ДО призвания Рюрика.

Имперцы сразу узнали в посланцах Шведов, но те себя Шведами не называли, а называли Русами. Феофил также четко различал Шведов и Русов, ХЗ по каким признакам. Шведы у него служили в наемниках, а с Русами он договора заключал международные. Причем идентифицированы эти Русы были в итоге как жители Гнездовского городища. А еще один след того посольства обнаружен в пепелище Бирки - таки в Швеции.

Вы же мне как-то ткнули трудами Герберштейна. Разве там нет этого описания?

Существуют различные мнения о том, от чего Руссия получила свое название. Некоторые думают, что она получила имя от Русса, брата или племянника Леха, князя польского, который будто бы был русским князем; по другим — от одного очень древнего города, именем Русса, недалеко от Великого Новгорода; по третьим — от смуглого цвета этого народа. Многие полагают, что Руссия прозвалась от Роксолании через перемену звуков. Но московиты отвергают эти мнения, как несогласные с истиной, подтверждая тем, что их народ издревле назван Россея, т. е. народом рассеянным или разбросанным, на что указывает самое имя, потому что Россея, на языке руссов, значит рассеяние. Справедливость этого ясно доказывается тем, что и теперь еще разные народы живут в Руссии перемешанно друг с другом и что различные области Руссии смешаны и перерезываемы другими, Известно также читающим Священное Писание, что и пророки употребляют слово «рассеяние», когда говорят о рассеянии народов. Но откуда бы ни получила Руссия свое имя, известно только то, что все ее народы, употребляющие язык славянский и следующие обрядам и вере христианской по греческому закону, по народному прозвищу руссы (по-латыни рутены) размножились до того, что или вытеснили народы, жившие между ними, или принудили их принять свой образ жизни, так что теперь все называются одним общим именем руссов.

Славянский язык, который в настоящее время называется немного испорченным именем склавонского, распространен на весьма большом пространстве, так что его употребляют далматы, боснийцы, кроаты, истрийцы, даже фриоульцы на большом протяжении по Адриатическому морю, карпы, которых венециане называют харсами, также карниольцы, каринтийцы до реки Дравы, штирийцы ниже Греца, по Мюре до Дуная, далее — мизийцы, сербы, болгары и другие до Константинополя; кроме того богемцы, лужичане, силезцы, моравы и жители берегов Вага в венгерском королевстве, также поляки и русские, властвующие на обширном пространстве, и пятигорские черкесы у Черного моря, наконец, по Германии за Эльбою на север остатки вандалов, живущих по разным местам. Хотя все они признают себя славянами, однако германцы, взяв название от одних вандалов, всех, у кого в употреблении славянский язык, без разбора называют вендами, виндами и виндишами.
 
[^]
Военег
15.01.2015 - 17:30
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.08.14
Сообщений: 2929
А чем доказан факт норманнского или скандинавского происхождения Рюрика? А определение "викинг", это всего лишь ходящий в "вик" - поход на кораблях.
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 17:32
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Цитата (Военег @ 15.01.2015 - 17:30)
А чем доказан факт норманнского или скандинавского происхождения Рюрика? А определение "викинг", это всего лишь ходящий в "вик" - поход на кораблях.

Тем, что прямо в летописях его называют Русом. Это единственное указание на его происхождение. А о Русах уже есть совершенно точное указание, что они скандинавского происхождения как минимум культурно.

Добавлено в 17:34
Цитата (Fokyc @ 15.01.2015 - 17:22)
Срач в третьей части? С вашей стороны таки да. С моей стороны было несколько замечаний по поводу не правильного изложения или толкования некоторых фактов. Которые в начале этой темы снова проскакивают.

Я еще раз повторяю то, что вам уже известно - я выкладываю кусок текста. Вы же упорно требуете выложить все 300 страниц в одной теме.

Это признак маразма или глупости?
 
[^]
AlexMSQ
15.01.2015 - 17:36
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 1243
Цитата (Fokyc @ 15.01.2015 - 17:30)
Цитата (AlexMSQ @ 15.01.2015 - 16:14)
Цитата (Шкет @ 15.01.2015 - 16:09)
Я так и не понял, почему разные шведы, датчане и др. стали называть себя русью и что означает это слово :(

Загадка, ответа на которую пока не нашли. Поинтересуйтесь историей Русского посольства к Феофилу и Людовику Благочестивому. Еще ДО призвания Рюрика.

Имперцы сразу узнали в посланцах Шведов, но те себя Шведами не называли, а называли Русами. Феофил также четко различал Шведов и Русов, ХЗ по каким признакам. Шведы у него служили в наемниках, а с Русами он договора заключал международные. Причем идентифицированы эти Русы были в итоге как жители Гнездовского городища. А еще один след того посольства обнаружен в пепелище Бирки - таки в Швеции.

Вы же мне как-то ткнули трудами Герберштейна. Разве там нет этого описания?

Существуют различные мнения о том, от чего Руссия получила свое название. Некоторые думают, что она получила имя от Русса, брата или племянника Леха, князя польского, который будто бы был русским князем; по другим — от одного очень древнего города, именем Русса, недалеко от Великого Новгорода; по третьим — от смуглого цвета этого народа. Многие полагают, что Руссия прозвалась от Роксолании через перемену звуков. Но московиты отвергают эти мнения, как несогласные с истиной, подтверждая тем, что их народ издревле назван Россея, т. е. народом рассеянным или разбросанным, на что указывает самое имя, потому что Россея, на языке руссов, значит рассеяние. Справедливость этого ясно доказывается тем, что и теперь еще разные народы живут в Руссии перемешанно друг с другом и что различные области Руссии смешаны и перерезываемы другими, Известно также читающим Священное Писание, что и пророки употребляют слово «рассеяние», когда говорят о рассеянии народов. Но откуда бы ни получила Руссия свое имя, известно только то, что все ее народы, употребляющие язык славянский и следующие обрядам и вере христианской по греческому закону, по народному прозвищу руссы (по-латыни рутены) размножились до того, что или вытеснили народы, жившие между ними, или принудили их принять свой образ жизни, так что теперь все называются одним общим именем руссов.

Славянский язык, который в настоящее время называется немного испорченным именем склавонского, распространен на весьма большом пространстве, так что его употребляют далматы, боснийцы, кроаты, истрийцы, даже фриоульцы на большом протяжении по Адриатическому морю, карпы, которых венециане называют харсами, также карниольцы, каринтийцы до реки Дравы, штирийцы ниже Греца, по Мюре до Дуная, далее — мизийцы, сербы, болгары и другие до Константинополя; кроме того богемцы, лужичане, силезцы, моравы и жители берегов Вага в венгерском королевстве, также поляки и русские, властвующие на обширном пространстве, и пятигорские черкесы у Черного моря, наконец, по Германии за Эльбою на север остатки вандалов, живущих по разным местам. Хотя все они признают себя славянами, однако германцы, взяв название от одних вандалов, всех, у кого в употреблении славянский язык, без разбора называют вендами, виндами и виндишами.

Перекрывать сообщения современников, - сообщениями более поздних "измышлителей" незнакомых с современным пластом знаний - признак большого ума, наверное.
 
[^]
Bydloman
15.01.2015 - 17:41
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 26.06.10
Сообщений: 1834
В чём-то с автором согласен, в чём-то нет, но, в любом случае, было любопытно почитать. Ждём продолжения. Хотя утверждать что либо, о происходившем 1000-1200 и более лет назад весьма сложно. Тут в истории 20-го века пятен немерено. Fokyc товарищ тоже авторитетный, на Ревью к нему прислушиваются. Устроите вы здесь баталии, я чувствую.))))
Пы.Сы. Автор, ты продолжай, не останавливайся. А то, глядишь, пропустим что-нибудь очень интересное.
Пы.Сы.2 А всё-таки жаль, что не я прошёл по конкурсу в своё время на историко-архивный. А то может, тоже бы спорил сейчас взахлеб)))))
 
[^]
rickgrotavi
15.01.2015 - 17:50
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.11.11
Сообщений: 95
Прочитал все части, хочется продолжения.
 
[^]
Fokyc
15.01.2015 - 17:58
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.14
Сообщений: 1819
Цитата (AlexMSQ @ 15.01.2015 - 17:36)
....
Перекрывать сообщения современников, - сообщениями более поздних "измышлителей" незнакомых с современным пластом знаний - признак большого ума, наверное.

Что?
Вы энциклопедию куда отнесёте? К современникам или к более поздним? Ещё бы хотелось уточнить: археологические работы вы учитываете?



Добавлено в 18:01
AlexMSQ
Это всё ваши измышления или нет? Ну все эти части?
 
[^]
nebyss
15.01.2015 - 18:06
3
Статус: Offline


Я потом всё объясню.

Регистрация: 4.12.12
Сообщений: 1596
У меня дача больше, чем у дворец у Рюрика. gigi.gif
Минусаторы-ити вашу мать, ЯП-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ портал.

Это сообщение отредактировал nebyss - 15.01.2015 - 18:06

Русь, Россия: Часть четвертая
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 19011
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх