Не совсем так. На современном грузовике несколько тормозных систем:
1) штатная. Нажал на педаль - воздух ушёл в тормозные камеры - колодки заблокировались на всех мостах.
2) стояночная. Из части магистрали убирается воздух, пружины в энергоаккумуляторах механически блокируют колодки ведущего моста. Пока в системе не поднимется давление до 6 атм, колодки будут заблокированы. Так же автоматически срабатывает при аварийном падении давления в системе.
3) трансмиссионная. На КПП висит некая приблуда, которая замедляет вращение карданного вала. Управляется электрически.
4) "горный тормоз". Устройство на выпускном патрубке, заслонка перекрывает выхлоп. Управляется электроникой, мозгами или принудительно.
5) "парашут". Часть штатной стояночной системы, при использовании стравливается часть воздуха из контуров энергоаккумулятора (но не блокирует их) и одновременно подтормаживается прицеп.
На старых МАЗах, КрАЗах, ЗиЛах и древних автобусах до 90-х годов выпуска ручник механический, тормоза устроены как на легковых а/м, только вместо гидропривода стоит воздушный. При повреждении магистрали остановиться невозможно.