Гонщик и бизнесмен, владелец компании по продаже автомобилей Chevrolet и руководитель самой титулованной гоночной команды в американских автогонках. Человек, родившийся с бензином в крови. Мистер Роджер Пенске.
Почти полвека назад, в далеком 1958 году, на старт гонки американского чемпионата SCCA в провинциальном городке Мэриленд вышел начинающий гонщик с броской внешностью голливудского героя. До финиша тогда дебютант не добрался — сгорел двигатель. И все же именно тогда на небосклоне автогоночной славы США пока еще осторожно засияла новая звезда по имени Роджер Пенске.
Первые неудачи лишь раззадорили молодого пилота — в каждой гонке он старался прыгнуть выше головы. В следующем сезоне пришла первая победа, а еще через год Пенске выиграл один из чемпионатов SCCA. Известность Роджера в Штатах росла с каждым новым успехом — его даже несколько раз признают «Гонщиком года»... На пик гоночной карьеры он выходит в 1962-м, завоевав титул чемпиона всеамериканского автоклуба. А за год до этого Пенске впервые пробует на вкус и Королевские автогонки. На трассе Уоткинс-Глен он участвует в Гран При США за рулем Cooper T53 частной команды JM Wyatt III и показывает престижный для дебютанта восьмой результат. Но роман Пенске с Формулой-1 не задался уже тогда — ровно год спустя, за рулем частного Lotus 24 Роджер во второй и последний раз в своей карьере выходит на старт гонки Больших Призов. К середине 60-х его карьера пошла на спад и в Америке. В 1964-1965 годах Роджер выигрывает несколько гонок NASCAR, после чего окончательно вешает шлем на гвоздь.
На деньги, скопленные за годы выступлений, Пенске покупает автосалон Chevrolet. Бывший пилот оказывается удачливым и умелым бизнесменом, однако гоночная лихорадка не желает отпускать Роджера. Он основывает собственную команду Roger Penske-Sunoco Racing и всю прибыль от продажи автомобилей пускает на ее содержание.
Европейский вояж:
С момента основания команды Penske и до появления ее в Формуле-1 прошло пять лет. И за это время по свою сторону Атлантики конюшня Роджера выиграла все, что только возможно: победила в первенстве Can-Am, дважды выигрывала чемпионат США по кольцевым гонкам, трижды — Trans-Am. Была победа в легендарной Инди-500, гонках USAC и NASCAR. Секрет успеха молодой команды заключался в союзе двух больших талантов — ее основателя Роджера Пенске и первого пилота Марка Донохью. Надо сказать, что в Марке Роджер нашел не только талантливого гонщика, но и лучшего друга. Пару Пенске — Донохью журналисты назвали «дьявольским дуэтом». Роджер эффективно управлял делами конюшни, обеспечивая ей надежные финансовые тылы. Купленные им шасси McLaren, Ford, Lola, Porsche перебирались механиками до последнего винтика. После чего машины попадали в руки блестящего гонщика Донохью, который выигрывал на них все подряд.
Победив во многих престижных американских гоночных сериях, Пенске принимает решение перебраться в Европу. Ну а там главной приманкой и главным раздражителем для честолюбивого Роджера становится, конечно же, Формула-1.
Впервые свои силы в Больших Призах его конюшня попробовала еще в 1971 в Канаде. Пенске выставил одну машину — McLaren M19A, и Донохью на ней приехал на подиум. Но Роджер и Марк прекрасно понимали, что совмещать американский и европейский чемпионаты невозможно и было принято решение сосредоточить все силы именно на Формуле-1. Конечно, для этого требовались прежде всего солидные финансовые вливания, однако Пенске быстро находит спонсора — First National City Bank.
Следующей и более сложной задачей стало создание постоянной базы в Европе — ведь регулярные перелеты в американскую штаб-квартиру в Ридинге и обратно требовали слишком больших затрат. На деньги своего спонсора Пенске приобрел маленькую мастерскую по производству автомобилей Ф-5000 в английском городке Пул, что в графстве Дорсет. И уже через несколько недель на новой базе Penske закипела работа....
Дебют первого заводского автомобиля PC1 команды Penske Racing произошел в 1974 году на Гран При Канады в Моспорт-парке. Главный конструктор Penske Джефф Феррис, перешедший в новую конюшню из Brabham, сделал конструкцию машины достаточно консервативной: клиновидный корпус, высокий кокпит, шасси типа «полумонокок», коробка передач Hewland FG400 и восьмицилиндровый мотор Ford Cosworth DFV, каким оснащали свои машины половина команд Большого Цирка. Все это сулило неплохую надежность и простоту в обслуживании. Что и было нужно команде на первых порах.
В Канаде Марк Донохью квалифицировался в предпоследнем ряду, а к финишу пришел двенадцатым, отстав от победителя заезда Эмерсона Фиттипальди на два круга. Учитывая то, что автомобиль строился в ситуации цейтнота, Пенске остался доволен работой Ферриса. К тому же на следующем этапе — домашнем для команды Гран При США в Уоткинс-Глене, Донохью стартовал уже с 14-го места (правда, не смог закончить гонку из-за поломки подвески).
Следующий сезон, вопреки ожиданиям, не принес прогресса. Феррис в межсезонье подготовил новую модификацию PC1-02, но изменения в аэродинамике и высоченный воздухозаборник над головой пилота скорости болиду не прибавили. Для Пенске стало ясно, что в 1975 году предел мечтаний для команды — борьба за места в десятке.
В Буэнос-Айресе Донохью финиширует седьмым, на Интерлагосе сходит. К следующему этапу Феррис подготавливает машину с несколько увеличенной колеей и удлиненной базой. Но пределом для этой модификации становится пятое место Марка в шведском Андерсторпе. Следующей вариацией стала модель 03, однако все старания Донохью попасть в очки сводили на нет постоянные поломки и невезение.
На старт Гран При Великобритании в Сильверстоуне механики выкатили раскрашенный в цвета Penske March 751. Желая дать время Феррису для создания новой машины, Роджер просто-напросто купил болид у Макса Мосли. Донохью тогда вылетел с трассы, но все же сумел заработать для команды два очка (да и то лишь потому из-за сильного дождя на трассе оставалось всего пять машин, и судьи остановили гонку). Никто и предположить не мог, что эти очки станут последними в жизни Марка...
Трагедия произошла во время воскресной разминки перед Гран При Австрии. В первом повороте Остеррайхринга на машине Донохью лопнула покрышка. Пролетев полосу безопасности, его March перескочил через отбойник и врезался в группу болельщиков — один из них погиб на месте. А двое суток спустя в госпитале Граца не приходя в сознание скончался и сам гонщик.
Трагедия в Шпильберге повергла в шок всю Америку. Вдова Марка Иден подала в суд на шинную компанию Goodyear. Причины аварии вроде бы не вызывали сомнений, но только четверть века спустя после смерти мужа Иден наконец получила от Goodyear финансовую компенсацию в несколько миллионов долларов
Потеряв лучшего друга, человека, для которого он создал команду в Ф-1, Роджер утратил и интерес к Королевским гонкам. Только чувство долга перед своими людьми не позволило ему сразу же распустить команду. Команду без Марка...
Пенске, пропустив Гран При Италии, на последнюю гонку сезона выставил новый автомобиль PC3, оказавшийся… близнецом March 751. Конструкторы нового болида Феррис и Дон Кокс оправдывались как могли, обещая что машина поедет быстрее, чем March. Но ирландец Джон Уотсон, пришедший из команды Surtees на место Марка, за семь гонок на PC3 смог набрать лишь два очка.
Перелом произошел летом 1976 года, когда в Швеции дебютировала новая модель — PC4. Внешне машина заметно отличалась от предыдущей: низкая, с узким монококом она была очень элегантна. К тому же Феррис и Кокс убрали верхний воздухозаборник, разместив с двух сторон большие «жабры». Позже базу автомобиля увеличили на несколько дюймов.
Эта машина оказалась способной на многое. В Ле-Кастелле Уотсон смог финишировать на третьем месте, получив вдобавок за активность на трассе «Приз Этьена Эгнера». Затем были еще четыре очка в Брэндс-Хэтч и долгожданный триумф в Австрии. Стартовав со второго места, талантливый ирландец быстро вырвался в лидеры и принес Penske Racing ее первую и, как оказалось, единственную победу в Ф-1.
И все же, несмотря на неплохие выступления Уотсона, по окончании сезона американский банк FNCB отказался и дальше финансировать земляков. Желания искать новых спонсоров у Пенске не было и, проведя в Больших Призах три сезона, он свернул формульный проект. Продав оба шасси PC4 владельцу команды ATS Хансу-Гюнтеру Шмидту, Роджер вернулся в Ридинг...
Возвращение домой:
«Европейские гонки для европейцев, американские — для американцев», — такими словами Седой Роджер подвел итог выступлений своей команды в Ф-1. С этого момента началось триумфальное восхождение Penske Racing к вершине американского гоночного Олимпа.
По возвращении домой Пенске занялся постройкой команды-мечты в серии USAC и для дебютного сезона приобрел McLaren М24. «Роджера никогда особо не заботило, носит автомобиль его имя или нет. Для него главное было выиграть, а на чем — это уже второй вопрос», — вспоминает Рик Мирз, который в течение долгих лет выступал за Penske в USAC и CART. Тогда, в 1977 году, Пенске усадил за руль McLaren Тома Сневу, и тот принес команде первый чемпионский титул. К следующему сезону оставшийся в команде дизайнер Джефф Феррис сконструировал новое шасси PC6, оснастив его мотором Cosworth. И уже на нем Снева подтвердил свой чемпионский титул, выведя Penske в лидеры американских гонок.
С 1979 года сильнейшей американской гоночной серией стала CART, однако новые правила игры никак не отразились на победном настрое команды Седого Роджера. В Penske пришел Рик Мирз, а Феррис, уже порядком поднаторевший в создании собственных шасси, сделал для него новый болид PC7, оснащенный «юбкой» для создания граунд-эффекта. Команда одержала в том сезоне девять побед, выиграла девять поулов — и с места в карьер сделала дубль в новом чемпионате: Мирз стал победителем, а второй пилот — Бобби Ансер — вице-чемпионом. Мирз выиграл серию CART еще дважды — в 1981 и 1982 годах, — после чего передал эстафетную палочку своему напарнику Элу Ансеру, завоевавшему высший титул в сезоне-1983.
С тех пор за Penske ездили сплошь легенды американского автоспорта — Марио Андретти, Дэнни Салливан, Эл Ансер и Эл Ансер-младший. Целых шесть сезонов в команде гонялся знаменитый Эмерсон Фиттипальди. Наведывались к Пенске и гости из Формулы-1 — в 1992 году за рулем его болида Айртон Сенна провел пробные тесты в Финиксе.
Пережив кризис в середине 90-х, команда-мечта сегодня снова в лидерах: два чемпионских титула бразильца Жиля де Феррана — в 2000 и в 2001 годах — более чем весомое тому доказательство. В минувшем сезоне команда все же упустила чемпионский титул в IRL IndyCar Series. Жиль де Ферран из-за травмы не выступил на одном из этапов, и это стоило ему чемпионства. Максималист Пенске, конечно, был огорчен вторым и третьим местами де Феррана и Кастроневиша в личном зачете, но очередная победа машины Penske на Старой Кирпичнице в исполнении великолепного Жиля наверняка пролила бальзам на его сердце.
...Почти сорок лет прошло с момента создания в маленьком городке Ридинг в штате Пенсильвания гоночной команды Penske Racing. За эти годы команда выиграла все возможные трофеи гоночной Америки: два чемпионских титула в USAC и одиннадцать — в CART, тринадцать побед в легендарной Инди-500 и несколько десятков «золотых» финишей в гонках NASCAR. Целью следующего сезона для ее пилотов снова станет победа и только победа. Ибо, как и в былые времена, на капитанском мостике Penske Racing стоит Седой Роджер...
Илья Панков, Авторевю 2004, №1
Сэм Хорниш-младший в 2006 и Хелио Кастроневиш в 2009 довели число побед Penske в Инди 500 до 15, Район Ньюман принес победу в гонке Дайтона 500 серии НАСКАР в 2008м, а Брэд Кеселовски стал чемпионом НАСКАР в 2012.
Не так давно Роджер Пенске купил старый завод Matsushita в Северной Каролине, когда-то производящий кондиционеры воздуха. Теперь под массивной крышей предприятия, на территории более 105-ти акров, разместились все гоночные автомобили Роджера.
Кроме того, Роджер является одним из корпоративных директоров компании General Electric и в прошлом был председателем организации Super Bowl XL.
Также, в свое время, Роджер состоял в правлении Home Depot и Delphi Automotive, а теперь возглавляет комитет Detroit Super Bowl Committee.
Роджер Пенске является дипломированным специалистом университета Lehigh University в Пенсильвании, в котором, кстати, был членом организации-братства Fraternity of Phi Gamma Delta.
Его собственный капитал составляет приблизительно 2,2 миллиарда долларов (по данным журнала Форбс, который поместил миллиардера в рейтинг самых влиятельных персон планеты).
Кстати, Ренске является еще и одним из самых известных автомобильных коллекционеров. В его коллекции большое количество довольно-таки редких автомобилей, среди которых роскошные Феррари FXX - автомобили, которых было произведено всего лишь в количестве тридцати штук.