Сказка о Роберте Кубице. Поляк не вернется в Ф1 – и это к лучшему
Роберт Кубица выпал из числа претендентов на место в Williams, почти окончательно уступив его Сергею Сироткину. Ярослав Загорец объясняет, почему он сожалеет о несостоявшемся возвращении Роберта, но рад, что решение об этом было принято сейчас.
Как сообщили вчера Motorsport.com заслуживающие доверие источники, Сергей Сироткин стал главным кандидатом на машину Williams 2018 года, тогда как Роберт Кубица из этой гонки выбыл. И хотя бывает, что в последний момент срываются даже кажущиеся очевидными контракты, Williams уже вряд ли предпочтет Сироткину Кубицу. Команда, изучив результаты тестов в Абу-Даби и оценив перспективы поляка, решила, что он ей не подходит. Это в первую очередь бизнес, и какой бы красивой ни была эта история, будущие результаты гораздо важнее слез умиления на глазах болельщиков.
Люди любят сказки, особенно когда до Рождества осталась пара недель. Ставший инвалидом Алекс Занарди, проехавший 13 кругов на «Лаузицринге» на машине с ручным управлением и «завершивший» ту роковую гонку 2001 года, – это сказка. Роберт Кубица, вернувшийся в Формулу 1 после едва не убившей его аварии, – это была бы сказка посильнее истории Алекса. Ее на самом деле уже даже начали рассказывать – в начале июня, когда Renault впервые посадила поляка за руль машины 2012 года. Потом были августовские тесты на современной машине, и сказка начала мутировать в блокбастер.
Но что-то пошло не так. Сначала Renault, подарив было миру надежду, сказала: «Спасибо, но Карлос Сайнс будет понадежнее». Теперь примерно то же самое решили Падди Лоу с товарищами. И как бы нам ни хотелось стать зрителями этого реалити-шоу, к счастью для самого Кубицы, его не будет.
То, что команда приняла решение не давать ему машину на будущий год, – это в первую очередь благо для Роберта и выход из ситуации, в которой он добровольно оказался. Потому что одно дело, когда сказка рушится где-то за сценой, и мир узнает об этом уже по факту. И совсем другое дело, если сказка исчезнет на глазах у всех во время первой гонки в Австралии – а учитывая результаты тестов, все выглядит именно так. Моральный удар будет намного мощнее, и какую бы Роберт ни отрастил себе толстую кожу, для него это будет конец, ведь тогда решение придется принимать уже ему.
Кубица не раз говорил, что хочет вернуться для того, чтобы бороться за победы. Бороться с Sauber или Toro Rosso в его планы явно не входило, а если бы итогом Австралии стало именно это, Роберт наверняка не стал бы всеми силами цепляться за Формулу 1. И подвел бы команду, оставив ее в поисках замены в самом начале сезона. А это наверняка последнее, чем хотел бы отблагодарить поляк людей, вернувших его в Ф1.
Сам Роберт наверняка все понял еще в Абу-Даби, где делил машину с Сергеем Сироткиным. Полторы секунды отставания, которые легко можно насчитать по итогам тех тестов, это конечно феноменально для человека, который управляет машиной по сути одной рукой. Это доказывает уникальность Кубицы и то, что мир лишился невероятно талантливого пилота. Но еще это говорит о том, что на уровне гонщиков Ф1 он ехать больше, увы, не может. И если весь мир видел, что у него нет скорости и стабильности, то сам Роберт видел это и подавно. Более строгого судьи этим результатам, чем он сам, придумать сложно.
Конечно, на публике он говорил, что все дело в незнакомой машине, отсутствии наката и вообще скорость – это вопрос времени. А что ему было говорить? Отчасти он наверняка в это верил и сам, в глубине души понимая: наката нет и у Сироткина, а машину Williams он точно так же видел впервые в жизни.
Мне очень жаль, что у Кубицы не получилось. Будь у него прежняя скорость, Формула 1 обрела бы второго Фернандо Алонсо, который может на зубах вытащить машину из самых низов. А чем больше у нас будет таких пилотов, тем лучше будут гонки – и плевать, что борьба будет идти не за победы и даже не за подиумы. Никто бы и не вспомнил о травме Кубицы, выступай он на уровне Алонсо, Хюлькенберга или Окона. Но в Williams понимают – на их уровне он выступать не будет.
Еще одна причина, по которой мне жаль, что Роберт не вернется – это то, что с ним не вернутся его болельщики. Польские фанаты – самые организованные, самые страстные и самые невероятные люди на свете. Они могут приехать на тесты – даже не на гонку! – и окрасить трибуны в красно-белые цвета. Они могут заглушить визг моторов своими речевками с протяжным «Рооооберт Ку-би-ца!» Они не забывают благодарить команду, давшую Кубице шанс, и от этих вещей мурашки по коже идут точно так же, как от кадров с самим Робертом за рулем машины Формулы 1. Теперь мы не увидим ни того, ни другого.
Однако в мире есть не только польские фанаты. Узнав вчера о почти подписанном контракте Сироткина, многие болельщики – и даже журналисты – устроили небольшую истерику. «Некогда славная команда Williams продалась с потрохами», «Мало им было $тролла, теперь у них будет и $ироткин», «Два рента-драйвера – что может быть глупее?» – лейтмотивом комментариев была мысль «русские деньги убили нашу мечту».
Теперь для многих людей Сергей Сироткин – это человек, не пустивший Роберта Кубицу в Ф1. Человек, купивший себе место в следующем сезоне. Мишень на его спине будет в два раза крупнее, чем та, что стараниями фанатов висела на Лэнсе Стролле перед его дебютом. И тем слаще будет крах этого стереотипа – а сомнений в том, что он рухнет, нет никаких.
Можете считать, что во мне говорит болельщик, радующийся за соотечественника, который подхватил выпавший триколор из рук Даниила Квята. Отчасти, хотя в первую очередь во мне говорит вера в способности Сергея и нестерпимое желание, чтобы эти способности увидели не только сотрудники команд, в которых он работал.
Самое интересное, что в окружении его будущего напарника уже происходит движение – все вы читали про пресловутые 15 миллионов долларов, которые SMP Racing якобы заплатит за дебют Сироткина в Ф1. Эта сумма не взялась из воздуха – первой о ней написал канадский таблоид Le Journal de Montreal. Удивительно, правда? Как же в канадской прессе – причем даже не в спортивной – первыми узнали о миллионах российского гонщика, который будет напарником канадца?
Уши из этой истории торчат просто неприличные, но эффект достигнут: теперь не Лэнс Стролл, а Сергей Сироткин «главный рента-драйвер» Формулы 1. И неважно, что эти 15 миллионов меньше, чем то, что платят Williams Строллы (опять же, по слухам). Неважно, что эта сумма может быть просто неправдой или оказаться растянутой на несколько лет. Все равно SMP Racing добровольно не расскажет об этом, и правды мы не узнаем никогда. Поэтому Сергей Сироткин в сознании поверхностных болельщиков теперь равен 15 миллионам.
И даже если эта сумма правдива, глупо в очередной раз говорить, что за выступления в Ф1 платят почти все – и платил бы Роберт Кубица, вернись он на будущий год. Невозможно донести до людей, что если бы в Ф1 все решали только деньги, Сергей Сироткин дебютировал бы в ней в момент попадания в программу SMP Racing. А Лэнс Стролл – в момент рождения.
Конечно, канадской стороне гаража Williams наверняка хотелось бы видеть напарником Лэнса понятного Пола ди Ресту – и в сентябре она четко дала это понять, отказавшись оплачивать тесты Роберта за рулем старой машины. Строллы волнуются, потому что видят в Сироткине угрозу. А в Формуле 1 мало быть быстрым на трассе – надо уметь заниматься политикой, и этому SMP Racing еще предстоит научиться. После того, как контракт будет окончательно подписан, конечно.
Пока же можно сказать только одно: спасибо. Спасибо Renault и Williams за то, что дали Роберту Кубице шанс вернуться в Формулу 1. Спасибо Williams, что вовремя завершили эту историю. И спасибо – пока преждевременное – Williams за то, что она выбрала именно Сергея Сироткина.