Открываются новые подробности в связи со скандалом в футбольной Премьер-Лиге. Напомним, что Президент РФПЛ Евгений Гинер на прошлой неделе объявил прекращенным досрочно контракт с компанией Fedcom Media. Формальной причиной стали разногласия между организациями в связи с выплатой части последнего транша Fedcom за прошлый год. Однако в футбольных кругах существует уверенность, что настоящая причина резкого заявления Президента ЦСКА не в этом.
Напомним, что год назад Евгений Гинер уже занимал пост Президента РФПЛ. Fedcom Media тогда еще не был в партнерах. А футбольная Лига получала от телевидения и рекламы около 5 миллионов долларов в год.
С появлением компании Федорычева этот рынок чуть ли не мгновенно вырос более, чем в три раза. Такие изменения за год не происходили даже в секторе нефти и газа. Неужели футбольные права – самый быстро растущий бизнес в стране?
Очевидно, что это не так. Скорее всего до появления Fedcom до Премьер-Лиги просто не доходили все доходы от спонсоров. И вот тут обнаруживаются интересные вещи. Несмотря на то, что формально договор на права был заключен с ВГТРК, реально продажей рекламы на футболе занимался владелец посреднического агентства Петр Макаренко.
Представители клубов РФПЛ сообщили нашему корреспонденту, что на общих собраниях Лиги Президент ЦСКА откровенно лоббировал интересы посредника, утверждая, что он, будучи главой Лиги в прошлый сезон имел личные договоренности с Макаренко, которые теперь должен выполнить Федорычев как непременное условие нового контракта.
Тандем Макаренко – Гинер сложился еще до появления Fedcom, глава ЦСКА неоднократно утверждал, что часть переговоров со спонсорами совместно с Макаренко вел лично он. Но где реальные результаты этого труда? В отличии от ежемесячных выплат клубам от Fedcom Media, прошлые пять миллионов тратились не столь прозрачно.
Затем Макаренко получил должность в руководстве РФС, и тут же снова возникла тема пересмотра рекламных контрактов. То есть нужно отменять все, в чем не участвует Макаренко или его компания.
Очередной скандал в рекламных кругах произошел, когда тот же агент пообещал телеканалу "Спорт" привлечь спонсоров на олимпийские трансляции из Турина. Результат – как обычно. Денег канал недополучил, Макаренко не привел обещанных спонсоров.
Видимо тут действует принцип – главное захватить рекламный ресурс, а там – будь, что будет. Как минимум – будет комиссия!
И теперь оказывается, что Евгений Гинер снова действует с подачи Петра Макаренко. Именно этот сотрудник аппарата РФС пообещал привлечь средств больше, чем записано в контракте с Федорычевым. Только вот предназначаются ли эти средства клубам, и сопоставимы ли возможности международного холдинга Fedcom и малоизвестного посредника Макаренко?
Видимо для Президента ЦСКА аргументы Макаренко выглядят весомее, и именно поэтому он, как утверждается в прессе, дал команду искать любой повод к отмене контракта с Федорычевым.
Мы обратились в Fedcom, чтобы уточнить были ли выплачены комиссионные за прошлый год. В пресс-службе компании сообщили, что вопрос о том, кому , по каким клиентам и как платить был согласован на совещании в кабинете Евгения Гинера и был подписан соответствующий договор с принадлежащим Макаренко ЗАО "Телеспорт маркетинг". Все финансовые вопросы Fedcom Media решил, но участвовал ли вместе с Макаренко в этой компании президент ЦСКА, Fedcom не знает. Они утверждают, что никогда не считали деньги в чужом кармане – это дело налоговых органов.
В ближайшие выходные в клубы Премьер-Лиги именно от "Телеспорт маркетинг" стали поступать рекламные щиты от компаний – конкурентов тех, которые привлек Fedcom Media. Это может вызвать новый скандал, так как в любой цивилизованной стране спонсор имеет эксклюзив в своем виде продукции. Следовательно, заявления пресс-секретаря РФПЛ Георгия Черданцева о том, что спонсорам нечего беспокоиться – всего лишь пустые слова.
В Fedcom Media уверены, что в случае нарушения прав спонсоров и реального прекращения отношений между Федорычевым и РФПЛ, компания сможет разместить ролики спонсоров как прямую рекламу не только на футболе. Спонсоры не пострадают, но российский футбол очевидно не досчитается средств из-за интриг, которые по-видимому снова режиссирует «Телеспорт маркетинг».
В продолжении скандала Евгений Гинер пошел на отмену эксклюзива спонсоров Премьер-Лиги по главной товарной позиции. Дело в том, что компания Федорычева приняла европейские принципы отношений со спонсорами РФПЛ, когда партнерам гарантируется отсутствие рекламы их конкурентов. Такая система действует на крупных соревнованиях от Лиги Чемпионов УЕФА до Английской Премьер-Лиги.
В России серьезные гарантии эксклюзива впервые стала предоставлять именно компания Fedcom Media. За счет этого ей удалось существенно увеличить доходы российского футбола от коммерческих и рекламных прав. Однако именно эксклюзив для спонсоров стал формальной причиной конфликта Президента РФПЛ с главным партнером Премьер-Лиги.
Клубы несколько раз нарушали условия Договора и размещали щиты конкурентов тех спонсоров, которых привлек Fedcom. Алексей Федорычев соответственно недоплатил около 7% от годового контракта. В ответ Евгений Гинер заявил, что он досрочно разрывает контракт.
После этого Президент РФПЛ дал команду уже в ближайшем туре размещать рекламу компании "Ятъ", которая одновременно является конкурентом "Парламент Групп" в производстве алкогольной продукции и конкурентом "PEPSI" в выпуске воды. Руководство Лиги подписало официальный план нового размещения щитов.
Это означает отмену эксклюзива для спонсоров, что вызвало резкое недовольство официальных партнеров Чемпионата – компаний SIEMENS, "Парламент Групп", "Росгосстрах".
Также рассматривается вариант привлечения в число партнеров сотовой сети "Мегафон", что также может вызвать жесткую реакцию со стороны компании МТС, которая уже несколько лет спонсирует российский футбол.
Но и это еще не все. Помимо того скандала, о котором речь шла чуть выше, в российском футболе назревает еще один, не менее крупный, скандал.
Сегодня стало известно, что сотрудник аппарата РФС Петр Макаренко реально обсуждает возможность прекращения трансляций матчей национальной сборной России на "Первом канале". Напомним, что уже более десяти лет все матчи сборной России по футболу транслируются в прайм-тайм на главном телеканале страны. "Первый канал" принимается во всех населенных пунктах страны и имеет наивысшие телерейтинги.
Однако недовольство руководителя коммерческой службы РФС , который одновременно является владельцем рекламной компании "Телеспорт маркетинг", вызвало то, что все рекламное время в спортивных трансляциях на «Первом канале» выкупила группа Fedcom Media. А Петр Макаренко является ближайшим советником в рекламных делах Президента ЦСКА Евгения Гинера, который на этой неделе громко поссорился с компанией Алексея Федорычева.
Именно поэтому Петр Макаренко начал переговоры о переносе трансляций сборной на НТВ или ТНТ, где ему удобнее самому получить доступ к рекламному ресурсу. Эти каналы несопоставимы по зоне охвата с "Первым каналом", а рейтинги НТВ в последнее время часто уступают даже каналу СТС. Таким образом, если инициатива функционера РФС получит поддержку, существенная часть зрителей лишится возможности болеть за наших футболистов в отборочных играх Чемпионата Европы 2008, которые начнутся уже в этом году.
РБК