Тронул пост. Мой дед Кавалер Ордена Славы! он очень, очень болен сейчас (
Сейчас перечитывал его воспоминания, так больно... мож не в тему топика.. простите
… и танки наши быстры!
Давно закончилась Великая Отечественная Война, но не уходят из памяти юные годы - годы войны, несчастий и надежд на Победу. Для нас, ещё не познавших военного искусства, это был тяжелейший период тянуть военную лямку. Следовало многое понять и подчинить своё Я военной машине, перемалывающей огромные массы людей. В этом потоке был и твой долг, человека с ружьём, защищать своё Отечество.
Судьба распорядилась так, что будучи в дивизионной разведке был легко ранен и после лечения «покупателями» (так называли офицеров, пополнявших линейные части) стал танкистом – механиком-водителем. Ведь вырос я в деревне и неплохо знал тракторы и комбайны.
… Т-34 оказался моей бронированной крепостью весом в 28,5т. Я испытывал удовольствие, что могу управлять этой могучей машиной. А ведь история создания такого танка весьма поучительна. Англичане считают, что принято первоклассное инженерное решение. Заметим, что у истоков создания такого танка стояли малоизвестные тогда конструкторы, а скорее поколение Кулибиных, как М.И.Кошкин, Н.А.Кучеренко и А.А.Морозов.
Конечно, у всякой подобной техники имеются и недостатки. Например, американцы отмечают, что, несмотря на преимущество использования дизеля, хороших контуров танка, толстой брони, хорошего и надёжного вооружения, удачной конструкции гусениц и др. русские танки уступают по простоте вождения, надёжности механических конструкций и т.д. А ведь они правы.
Коробка передач была неудобной в эксплуатации. Мне пришлось водить танк 1942 года выпуска. Переключение передач со второй на третью скорость требовало усилий от рычага до 100кг. Теперь я знаю, получив образование, что коробка имела мало чисел передач. На последующих моделях танков была установлена 5-ти скоростная коробка с постоянным зацеплением шестерён и подвижными зубчатыми муфтами, что значительно облегчило переключение скоростей в танках даже с большим весом. Не оправдало также на практике и фрикционное управление танком – большая нагрузка (20-40кг.) на рычаги управления и малый ресурс работы. Управление танком требовало значительных усилий и тренировок. Особенно это сказывалось на больших переходах. Для отдыха механика-водителя использовался принцип взаимозаменяемости членов экипажа.
После войны от многих наработанных недостатков конструкторы избавились. Но пошли на усложнение кинематических схем. В наших танках стали использовать планетарные механизмы поворота.
Американцы, хваля свой танк «Шерман», подчёркивают лёгкость управления им (наличие гидросистем, дифференциала и др.).
Мне приходилось водить «Шерман». Да, управление им не сопоставимо с Т-34–76. Но он – не для наших дорог. Удельное сопротивление на грунт больше, на скорости – менее устойчив, броня – вязкая (судя по подбитым танкам), пушка – 75мм. – слабее, чем у Т-34-76 и т.д. А вот в боевом отделении – полный порядок, блестящие выстрелы к пушке, углекислотная система пожаротушения, отделение покрашено белилами, со многими наклейками, даже остросюжетными снимками.
Нам было не отделки боевого отделения. Я начинал осваивать танк Т-34-76 с тремя заплатками на борту. Боевое отделение не было окрашено, а облеплено вырезками из журналов. Никто из экипажа (4 человека) не обращал внимание на это. Главным было боевое состояние танка и взаимозаменяемый дружный экипаж.
В то время в нашей стране (1942-43г.г.) все усилия были направлены на то, чтобы дать стране больше танков и других военных изделий, чтобы победить немцев. Причём, простейших конструкций.
Таким массовым изделием явился танк Т-34. Многие иностранные военно-начальники и к настоящему времени не могут понять: каким образом России удалось, при потерях в 1942г. до 30% промышленно-развитой территории, изготовить 52 тыс. танков Т-34 и 6 тыс. новых самоходных артиллерийских установок (САУ) на базе Т-34.
Простота конструкции Т-34 существенно облегчала производство и ремонт в полевых условиях, позволяла готовить экипажи в достаточном количестве. К сожалению, в 1942-43г.г. качество танков временно существенно упало. Мы понимали, что возникали трудности с организацией производства эвакуированными заводами на новых местах, потерей многих опытных инженеров, привлечением к работе большого количества новичков, в том числе женщин и подростков. Не редки были случаи, когда ОТК принимал танки Т-34 только по факту их заводки. Некоторые смогли пройти до капитального ремонта только 35-50км. считалось, что это в какой-то мере тогда было оправдано. Ведь на войне зачастую танки не доживали до выработки своего ресурса. На передовой век танка недолог, в среднем – 4-10 дней, или 1-3 атаки. Это – расходный материал. Потери в средних танках доходили до 70%. Львиная доля их составляла Т-34. Большие потери несли и немцы, у которых были собраны танки и САУ со всей Европы, Италии, Англии и даже в последствии в составе их вооружённых сил находились и трофейные советские танки. Парк танков с тонкой лобовой бронёй до 40мм. и артиллерийскими системами до 50мм. к 1943 году в результате боёв также резко поубавился. Появились новые, с более крупным калибром пушек и толстой бронёй. Вместе с тем, под Курском из 200 «Пантер» осталось 44, остальные были списаны немцами.
В начале 1944 года и в наш танковый полк поступила новая техника, танки Т-34-85, САУ-100 с другими выстрелами и комплектами.
Меня, как старательного механика-водителя, пересадили на новый танк, причём на танк командира взвода. Танк Т-34-85 значительно отличался от танков 1942г., о чём было сказано выше. В нём боевое отделение – ухожено, - покрашено белилами, появились новые огнетушители, пятискоростная коробка передач, значительно облегчившая управление танком, несмотря на то, что его вес стал на 2,5т. больше и составил 32 т. На танке установлена более мощная противотанковая 85мм.-я пушка, увеличен погон (кольцевое сечение в корпусе) и вес башни. В боекомплекте появились более мощные выстрелы с подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами; установлена новая радиостанция ТПУ (танковое переговорное устройство) и др. Экипаж танка состоял теперь уже из пяти человек.
Новый танк усилил гордость за нашу страну. Народ, который в тяжелейших условиях и в короткие сроки, совершенствует разрабатывает и изготавливает новую военную технику – танки, самолёты, противотанковые пушки и др.
Но и немцы не стояли на месте. Гитлер, понимая, что Победа всё далее оказывается призрачной, а пушечный и танковый парки количественно уменьшаются и морально устаревают, торопил создание новых бронестойких подвижных установок и штурмовых пушек со скоростью полёта снаряда более 1500м./с. Торопил и с копированием танка Т-34. Но вместо него армия получила «Пантеру» с толстой лобовой бронёй (85м.м.), большим весом (48т.) и менее маневренную, не приспособленную к нашим дорогам, но с хорошей 75м.м-й длинноствольной пушкой. Это был дорогостоящий танк. Их усели выпустить около 200 штук. Появился также новый тяжёлый танк «Тигр» (56,9т.) с 88-м.м-й удлинённой пушкой и лобовой бронёй 100 м.м. Это был серьёзный шаг Порше в пополнении танкового парка немцев, но дорогой.
Учёный Порше, разработавший в своё время автомобиль Фольскваген, был любимцем Гитлера. Он предложил ряд новых моделей тяжёлых танков «Тигр» и самоходных артиллерийских толстоброневых установок с различными системами противотанковых пушек. Разработал и САУ «Фердинанд». Немцы называли его «бронированный слон» или «Элефант». Масса его была 70т., экипаж – 6 человек; лобовая броня – 200м.м., бортовая броня – 80м.м., пушка – 88м.м. (длина ствола – 71 калибр, не один танк не мог ей противостоять). САУ имела бензино-электрическую трансмиссию. С этим монстром пришлось столкнуться и мне на Пулавском плацдарме (1944-45г.г.) у реки Висла во время рекогносцировки местности перед наступлением. Линия обороны была хорошо оборудована дотами, блиндажами, наблюдательными пунктами. Между линиями обороны было расстояние примерно 700м. На откосе со стороны немцев иногда появлялись «Фердинанды» и постреливали. В перископ просматривались только небольшие части САУ и дульный тормоз пушки. Заметив присутствие САУ солдаты прятались из-за высокой из прицельности и разрушительной силы снаряда. Старались как можно лучше замаскировать капониры, амбразуры и создать ложные. Участники Курской битвы, танкисты, отмечают, что немцам удалось изготовить самую лучшую САУ Второй мировой войны. Даже при великой танковой битве среди подбитых «Фердинандов» ни одного не удалось поразить с лобовой части. Таких дорогостоящих самоходов немцам удалось изготовить всего 60 штук. Но об их боевых возможностях знали почти все солдаты.
В 1944г. появились и наши тяжёлые танки и самоходные артиллерийские установки САУ-122 и САУ-152 с картузным заряжанием. Вместе с танками они считались серьёзными средствами для прорыва обороны и уничтожения укреплений противника, а также уничтожения его на оперативных просторах.
Конечно, многие события Великой Отечественной Воны уже ушли в историю и стали легендами. Среди них – и наш советский легендарный танк Т-34, признанный военными стратегами во всём мире как самый дешёвый, маневренный и с хорошим вооружением. Изменились вооружения армий, стратегия и тактика будущих войн, в основе которых заложен опыт и интеллект той или иной страны. Хочется верить, что Россия была, есть и будет Великой, способной всегда постоять за себя, как это сделали мы – уходящее поколение Победителей, принесшее Победу России и всему миру.
4 мая 2008г.
Это сообщение отредактировал Xomi4 - 16.01.2009 - 20:51