В "Стратегиконе" Псевдо-Маврикия дается инструкция для нападающих византийских войск на деревни славен за Дунаем. Войскам предписывалось разделяться при нападении на славен на два отряда — "банды". Одна должна грабить деревни, а другая со стратегом охранять и нападать на славен с другой стороны. Приказвалось в плен никого не брать и в живых никого не оставлять, вырезать от старика до младенца. Отсюда и упорство славен в войнах на Балканах.Иоан Эфесский (VI в., см. Б.Л. Рыбаков. "Киевская Русь и русские княжества", с. 54) в "Церковной истории" описывает второй этап мощного наступления славен в глубь империи в последней четверти VI в. и к VII в., когда
в 578 - 581 гг. славене взяли множество городов и крепостей и четыре года властно жили в стране "без забот и страха". "...Они стали богаты, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия. Они научились воевать лучше, чем римляне". Сообщается, что в 582 г. славене, имея 100-тысячное войско, воевали во Фракии и многих других областях
553 г., Прокопий говорит, что во время набегов они берут до 200 тысяч византийцев, превращая страну в скифскую пустыню и о том, что сами варвары несут большие потери. Византийская конница бежала от конных дружин славен. Испытывая ужас, Прокопий пишет, что нападающие славене уже не должны каждый раз форсировать Дунай - их дружины находятся внутри империи и зимуют на византийской земле. Славене передвигались, везя за собой "бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей", в пяти днях пути от столицы империи. Отборные войска императора потерпели поражение под знаменитыми Длинными стенами на расстоянии дневного перехода от Царьграда, и знамена стратегов достались славенским князьям
Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала....Абрахам Ортелий считает,..... как пишет Гельмольд, был самым крупным из городов в Европе и самым знаменитым торгом разных народов. Eгo населяли славяне, которые, принимая в нём представителей других народов, не дозволяли им во время свoeгo пребывания жить по христианскому обряду. Однако не было людей более честных и гостеприимных и радушных, чем те славяне
Набег русов на Константинополь в 860 году отражён в нескольких византийских источниках. Патриарх Фотий, переживший осаду Константинополя, в одной из речей-проповедей сразу же после ухода русов так охарактеризовал их: народ, причисляемый к рабам, безвестный — но
получивший имя от похода на нас, народ, поселившийся где-то далеко от нас, имеющий дерзость в качестве оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул будто морская волна на наши пределы…»
В 1113… Причиною Киевского мятежа было лихоимство Евреев:
они угнетали должников неумеренными ростами (Есть указания, например в «Уставе» Мономаха, что киевские ростовщики брали до 50% годовых.) «Потом Жидов многих побили и домы их разграбили за то, что сии многий обиды и в торгах христианом вред чинили. Множество же их, собрався к их Синагоге, огородись, оборонялись, елико могли, прося времяни до прихода Владимирова». А после его прихода киевляне «просили его всенародно о управе на Жидов, что отняли все промыслы Христиан
во второй половине 13 Пользуясь вольностями, предоставленными евреям и в других татарских владениях, киевские евреи вызвали этим ненависть к себе со стороны мещан»[18]. Подобное происходило не только в Киеве, но и в городах Северной России:
сии люди откупали у Татар дань наших Княжений, брали неумеренные росты с бедных людей, и в случае неплатежа объявляя должников своими рабами, отводили их в неволю. Жители Владимира, Суздаля, Ростова вышли наконец из терпения и единодушно восстали, при звуке Вечевых колоколов, на сих злых лихоимцев: некоторых убили, а прочих выгнали»[19]. В наказание восставшим грозил приход карательной армии от хана