Существуют тысячи компьютерных игр, но до сих пор большинство людей рассматривает их только как развлечение. Возможно, некоторые онлайн-игры с сайта
caniplay.ru или других подобных ресурсов и рассчитаны на то, чтобы скоротать вечерок, но есть и куда более масштабные проекты с большим потенциалом. Именно их используют киберспортсмены для своих соревнований. Примерами могут служить игры Starcraft, Doom, Quake, Counter-Strike.
Историческая справка: как все начиналосьМожно сказать, что история киберспорта началась с игры Doom 2, в которой впервые был представлен мультиплеер, позволяющий сражения между игроками. Но если следовать фактам, то начало было положено все же только в 1997 году, когда организовали The Cyberathlete Professional League (CPL) — техасскую профессиональную лигу компьютерного спорта. Именно под ее началом был проведен первый турнир. Игроки сражались между собой, используя в качестве площадки арену Quake.
Сегодня на мировой арене киберспортивные соревнования воспринимаются наравне с футболом или хоккеем. На них даже делаются ставки, а призовые фонды могут составлять более 20 миллионов долларов. И все же игровые сражения получили статус спортивных состязаний далеко не во всех странах.
Киберспорт в РоссииКиберспорт в России появился и давно, и недавно. Соревнования проходили еще в 1997 году, но признание этот вид состязаний получил только в 2016 году. Правда, если говорить строго, Россия вообще стала первой страной, в котором киберспорт признали на официальном уровне: в реестр его включили аж в 2001 году. Но ненадолго.
Как часто бывает при смене руководства, новый глава Госкомспорта России основательно почистил все списки дисциплин в реестре и вычеркнул воинов клавиатуры и мыши из официальных документов. Официальная причина — недостаточное развитие отрасли в стране. Но инициативная группа не сдалась и продолжала попытки легализации.
Усложняло ситуацию то, что по закону нужно было доказать, что компьютерная игра развивает, а не несет вреда. Для сбора доказательной базы пришлось создать лабораторию, где проводились эксперименты. В итоге все усилия не пропали даром: в 2016 году компьютерный спорт не только стал официальным, но и занял место в блоке рядом с хоккеем, футболом и другими привычными для обывателя играми.
Спорт в кресле: почему киберспорт — все-таки спортДля неискушенного наблюдателя киберспорт с большим трудом встает в одну линию с другими спортивными дисциплинами. Большинство задается вопросом: как можно заниматься спортом, сидя за столом и глядя в монитор? Но тут же вспоминаются шахматы и шашки.
На самом деле все проще. Нет нужды рассуждать о том, является ли киберспорт спортом или нет. Все придумали до нас. Министерство спорта РФ предлагает четкий список критериев, по которым определяется принадлежность занятия к спортивным. Среди них:
• наличие отличительных признаков, например, инвентаря, правил, оборудования;
• возможность создания равных условий для каждого соревнующегося;
• четкие правила, позволяющие избежать вреда здоровью участников.
По этим и другим правилам получается, что киберспортом не может быть признана любая игровая активность. Так, если в игре слишком большое влияние случайности или она наносит вред (в том числе психологический из-за чрезмерной агрессии) участникам, она остается обычным развлечением.
Кстати, сегодня многие турниры по играм проводятся не онлайн, а на стадионах. Смотреть на геймеров приходят десятки тысяч людей. Есть здесь и фанатский стафф: шарфы, пакеты, мягкие игрушки с символикой команд. Все как у настоящих видов спорта!
Киберспортсмен: какой он?Когда говорят об игроках в компьютерные игры, обычно вспоминается образ не очень опрятного домоседа, который все время проводит перед монитором. Но большинство участников турниров — обычные люди с необычными способностями. Дисциплины, которые входят в список официальных соревнований, чаще всего не так просты в освоении.
Победа в киберспорте достается не только за счет большого опыта, но и за счет хороших физических реакций. В этом виде соревнований есть такое понятие, как количество действий в секунду. Причем не просто кликов, а осмысленных действий, что принесут победу человеку или команде. У обычного игрока показатель равняется примерно от 100 до 200 (в зависимости от умений), у профи — 400 и выше. Также важна реакция на происходящее на экране. В среднем спортсмен реагирует за 0,14 секунды. Обычному человеку или даже просто опытному игроку нужно куда больше времени.
Чтобы выдавать такие реакции и поддерживать количество активных полезных действий на должном уровне, необходимо иметь хорошее здоровье. Поэтому многие киберспортсмены занимаются и обычными упражнениями: бегают, ездят на велосипеде, ходят в зал.
Также человек, который занимается спортом за компьютером, должен иметь высокий уровень психологической устойчивости. Нужно понимать, что в этих соревнованиях участники сталкиваются с такими же проблемами, как и в футболе, хоккее, фигурном катании. Некоторые приемы не даются, скорость реакции оказывается не достаточно хорошей, просто попадается сильный соперник. Сложностей, без преодоления которых не продвинуться дальше, очень много. Не каждому хватает силы воли и упорства, чтобы продолжить и оказаться в лучших командах мира.
Турниры и зрители: как увидеть соревнования?Киберспортивные соревнования уже давно активно показывают по телевидению. Правда, в России желающих их увидеть не так много. Какое-то время 7ТВ показывал Чемпионат по Counter-Strike: Source. Зрители смогли посмотреть все 32 игры Дивизиона А, трансляция проходила раз в неделю.
Если желаете смотреть турниры по играм в РФ, воспользуйтесь онлайн-сервисами. Большинство событий освещаются в Твиче и на YouTube.com. Если соревнование проходит в вашем городе, его можно увидеть в интернет-кафе. Кроме того, в некоторых играх опция трансляции есть в самом движке. Чтобы ее использовать, необходимо пройти регистрацию и зайти на сервер, где проводится соревнование.
Если же вам хочется масштаба, поезжайте на турнир, который проходит в реальном зале. Там вы сможете послушать комментарии ведущего, наблюдая за происходящим в игре на больших экранах, и поделиться эмоциями с сидящими рядом фанатами.
Современный киберспорт — это с одной стороны совершенно доступный вид досуга, а с другой больше похож на шоу. Турниры на стадионах всегда сопровождаются множеством спецэффектов, розыгрышей и интерактивов. Но в той или иной форме, компьютерный спорт уже занял свое место на мировой арене и продолжает активно развиваться.