Полминуты до бессмертия

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
TimBurton
12.11.2019 - 16:31
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 12.01.15
Сообщений: 111
370
47 лет тому назад летчики Иркутского авиазавода совершили подвиг, который сразу был засекречен.

В 1970 году по заказу правительства Иркутский авиазавод стал строить самолеты МиГ-23УБ. Это была модификация сверхзвукового истребителя третьего поколения: машина с изменяемой стреловидностью крыла, двухместная,оборудованная спаренным управлением. Она предназначалась для обучения военных летчиков, но при этом была способна выполнять и боевые задачи.

Изделие, по воспоминаниям ветеранов, было тяжелым — не по весу, хотя взлетная масса немалая — почти 16 тонн, а по сложности многих систем, изготовление которых заводчанам пришлось осваивать впервые. Поначалу непросто давался самолет и испытателям. И тем не менее все отработали отлично, и за восемь лет ИАЗ выпустил 1008 таких самолетов.

8 июня 1972 года в Иркутске было солнечно, +24. Небо было ясное, видимость — 10 километров. В 14 часов 22 минуты учебно-боевой МиГ-23 с радиопозывным «477-й» ушел в полет. Командир экипажа — старший летчик-испытатель 1-го класса Гелий Куркай, за второго пилота — Виктор Новиков, летчик-испытатель 3-го класса, недавно прибывший из училища. Они безупречно выполнили плановое задание в специальной зоне над Саянами и развернулись — домой. В это время сменился ветер, и диспетчер всем бортам, находившимся в воздухе, задал другой посадочный курс — 320 градусов (это, условно говоря, со стороны города).

В 15 часов 16 минут экипаж начинает визуально выстраивать заход на посадку — по классической схеме, которая в авиации называется коробочкой.
В 15.19 (после выпуска шасси): «Я 477-й, на прямой. К посадке готов». 15.22. Самолет проходит над дальним приводным радиомаяком (он расположен в районе автобусной остановки «Узловая»). Высота 325 метров. До посадочной полосы 3,5 километра.

Первый летчик — второму: «Что за с...?.. Максимальные обороты!» В этот момент двигатель перестал подчиняться людям. Для них 61 минута полета стала отщелкивать последние секунды.

И вот два этих летчика, стиснутые ремнями, наглухо запертые в кабине, набитой приборами, тумблерами, ручками, встретили беду профессионально — без паники, хладнокровно. А случилось так, что ручка управления двигателем, даже двинутая на максимум, не давала нужный результат. Тяга не прибавлялась и не уменьшалась...

15 ч. 22 м. 14 сек. Первый летчик — руководителю полетов: «Понял!» (На сигнал о том, что прошли дальний «привод».)

15 ч. 22 м. 16 сек. Второй летчик: «Ага!» (Убедившись, что тяги нет.)
Красивое французское слово «глиссада» означает «скольжение». Непослушный, с трудом удерживаемый рулями на курсе, МиГ уже был на глиссаде — на траектории снижения. Он не падал, но полого скользил. Внизу мелькали дома и улицы заводско го поселка. Очевидцы говорят: задирали головы — самолет несся необычно низко, и гул двигателя был странным, с каким-то присвистом.
Летчики что-то говорят друг другу — неразборчиво. Их забивает голос
руководителя: «Низко идете, низко, низко!» (На локаторе видно, что самолет идет много ниже расчетной глиссады.)

15 ч. 22 м. 25 сек. Второй летчик — первому: «Скорость — 300». 15 ч. 22 м. 27 сек. Первый летчик: «Полностью обороты, с...!»

15 ч. 22 м. 30 сек. Первый летчик: «Сейчас мы где-то п...» (Упадем.) Это уже
территория завода. На высоте 50 метров и при скорости 280 они только что проскочили ближний «привод». Впереди — здание цеха высотой почти 11 метров. Далее — деревья. Далее — вспаханный грунт, спасительный. Но цех... Там люди, рабочая смена. Куркай последними усилиями пытается заставить самолет чуть-чуть приподняться. И это, кажется, удается...
12 ч. 22 м. 34 сек. Первый летчик: «Ах, б...! Перетянуть бы!»
12 ч. 22 м. 35 сек. Второй летчик — первому: «Сигаем?»
12 ч. 22 м. 36 сек. Первый: «Погоди, ни х...!»
Когда Новиков предложил прыгать, спастись еще было можно. Катапультные кресла не зря называют «умными» — они могут «выстрелить» летчиков даже в метре от земли, даже если машина идет вверх колесами — кресло заставит ее вернуться в нормальное положение и после подбросит людей на нужную высоту. Но как оставить самолет? Впереди цех, а там люди. Значит, еще нужно двигать рулями. Они задели крышу цеха колесами. Потом самолет стал рубить макушки 15-метровых деревьев. Перевернулся и врезался носом в землю.
Из заключения комиссии по расследованию: «Действия экипажа были правильными. Аварийная ситуация развилась до критического состояния в то время, когда над территорией завода; летчики проявили героизм и мужество, отказавшись от применения индивидуальных средств спасения, что предотвратило гибель большого количества людей, работавших в это время в цехах завода...» И не только заводчан. Пройдет время, и другой экипаж в воздухе попадет в подобную ситуацию. Благодаря роковому полету Куркая и Новикова и отработке действий на земле летчики сумеют посадить «больной» МиГ (в дальнейшем завод, выпускавший двигатели, устранил дефект и «двадцать третий» исправно служил в учебных и
боевых частях, в том числе и на афганской войне).

Гелий Михайлович Куркай и Виктор Федорович Новиков посмертно награждены орденом Красного Знамени. Коллектив авиазавода ходатайствовал о присвоении летчикам Золотой Звезды. Но кто-то сверху посчитал, что использование ненормативной лексики, пусть даже в экстремальной ситуации, недостойно советским летчикам и было отказано. В заводском музее есть небольшая экспозиция. На месте их гибели установлена памятная стела. 8 июня у летчиков-испытателей Иркутского авиационного завода День памяти. В летной комнате традиционный ритуал - с магнитофонной записи рокового полета звучат голоса погибших товарищей.

источник

Полминуты до бессмертия
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Бакинец
12.11.2019 - 16:45
35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.03.10
Сообщений: 3916
эх, чуть-чуть не хватило...
 
[^]
gobaSPb
12.11.2019 - 16:47
8
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 19.12.15
Сообщений: 41
За ИАЗ всегда зелень!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
AidaharA
12.11.2019 - 16:49
15
Статус: Offline


Где-то тут...

Регистрация: 10.05.17
Сообщений: 672
За летчиков Зелень! Мужики!
 
[^]
Werwolf33
12.11.2019 - 16:51
47
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.02.17
Сообщений: 3692
Просто оставлю это здесь... Хотя это другой случай. Или нет?


Это сообщение отредактировал Werwolf33 - 12.11.2019 - 16:53
 
[^]
yura1208
12.11.2019 - 16:52
36
Статус: Offline


заЯПатый

Регистрация: 25.07.13
Сообщений: 610
Цитата
Но кто-то сверху посчитал, что использование ненормативной лексики, пусть даже в экстремальной ситуации, недостойно советским летчикам и было отказано.

Гори в аду вечно! А летчики настоящие Мужики!
 
[^]
Plastelin55
12.11.2019 - 16:53 [ показать ]
-13
AidaharA
12.11.2019 - 16:57
12
Статус: Offline


Где-то тут...

Регистрация: 10.05.17
Сообщений: 672
Цитата (Plastelin55 @ 12.11.2019 - 19:53)
Герои, блин ну нельзя как-то в стороне от от скопления людей летать, чтоб плитам не рисковать.

Полетное задание было выполнено над горами. А так-как самолет управлялся заводским экипажем испытателей, то и вернуться они должны были соответственно на заводской аэродром.
 
[^]
Manyachino
12.11.2019 - 17:05
7
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 10.01.14
Сообщений: 62
Цитата (Werwolf33 @ 12.11.2019 - 16:51)
Просто оставлю это здесь... Хотя это другой случай. Или нет?

В песне события за 5 лет до этих произошли, когда наш бомбардировщик в Германии в озеро упал вместо Берлина. Но эта песня как пророчество. Так как в ней про лес, а там в реальности озеро было.
 
[^]
ss1971
12.11.2019 - 17:06
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.10.15
Сообщений: 3324
Цитата (Бакинец @ 12.11.2019 - 16:45)
эх, чуть-чуть не хватило...

блин, убрали бы шасси может и перелетели бы за счёт уменьшения лобового сопротивления и увеличения подьёмной силы и катапультироваться успели. конечно со стула в офисе умничать удобнее чем в кабине аварийного самолёта но два лётчика испытателя со стажем...
 
[^]
Баннер
12.11.2019 - 18:46
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.11.11
Сообщений: 1300
Цитата (Werwolf33 @ 12.11.2019 - 16:51)
Просто оставлю это здесь... Хотя это другой случай. Или нет?

Песня в тему, но основана на события в ГДР в 1966г.
 
[^]
lexussc
12.11.2019 - 18:50
19
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.08.12
Сообщений: 48
1008 бортов за 8 лет...
 
[^]
Сhitatel
12.11.2019 - 18:53
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.12.18
Сообщений: 163
ТС, спасибо.
 
[^]
grey71
12.11.2019 - 19:00
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.11.15
Сообщений: 8583
Странно что командир не приказал катапультироваться второму молодому.
 
[^]
Гордый
12.11.2019 - 19:26
18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.07.15
Сообщений: 1520
Каким же надо быть уродом, чтобы в такой ситуации докопаться до ненормативной лексики!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Шейх
12.11.2019 - 19:27
82
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 26.02.09
Сообщений: 139
В спарках сейчас, если прыгнул один, то система автоматически выбросит и второго (вспомните трагедию с И.Ткаченко из Русскиз Витязей). Тогда, возможно, было бы так же.
А если и нет, то однозначно нарушилась бы балансировка самолёта, который, как известно, едва-едва удерживался лётчиками в воздухе. Для 23-го 280-300 км/ч без тяги, это уже не полёт!
К тому же сорванный колпак одного из фонарей добавил бы сопротивления, скороть бы ещё более упала бы, и здравствуй стена цеха, а не его крыша!

upd:
По уборке шасси:
уборка оных в такой ситуации может грозить ещё большими проблемами, у гидросистемы банально может "не хватить сил", т.к. она питается от двигателя, который едва крутился, и шасси не уберутся и "зависнут " в х.з каком положении, а вот то, что гидросистема останется без давления, и возможно уже будут проблемы с управлением, которое на 23-м тоже гидравлическое (бустерное, на сколько я помню). К тому же насосы гидросистемы также дополнительно нагрузят турбину, которая, как мы помним, еле вращается. И обороты которой так же ещё больше упали бы под нагрузкой от гидронасосов.
Соответственно и тяга бы упала, ну и опять приходим к тому, что "здравствуй" стена цеха, а не его крыша....
И, что скорее всего, при падении давления в гидросистеме (а оно упало при отказе двигателя это 146%!) сработал ограничитель расхода гидрожидкости, который направляет остатки давления исключительно в управление стабили затором и т.п., "отсекая" управление шасси.
P.S.
Лётчики-испытатели не были бы таковыми, если бы не знали всех этих тонкостей. И времени оценить, что и как, у них так же было достаточно.
Сделали всё что могли, спасли всё и вся, кроме собственных жизней, ушли как МУЖЧИНЫ....

Это сообщение отредактировал Шейх - 12.11.2019 - 19:54
 
[^]
roman400022
12.11.2019 - 20:05
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.11.18
Сообщений: 11510
Память на века пока капиталисты не уничтожат завод???

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
vlad248
12.11.2019 - 20:12
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.03.13
Сообщений: 62
Герои. хотя и не признаные, но это уже традиция к сожалению.
 
[^]
kayur76
12.11.2019 - 20:13
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.01.18
Сообщений: 3733
Цитата (yura1208 @ 12.11.2019 - 16:52)
Цитата
Но кто-то сверху посчитал, что использование ненормативной лексики, пусть даже в экстремальной ситуации, недостойно советским летчикам и было отказано.

Гори в аду вечно! А летчики настоящие Мужики!

Да пидорас и только , а ведь сам потом на персональной пенсии тихонько матерясь и попердывая тихонько сдох на персональной дачке гнида( Ну как так то ? Хотя посмотреть кому щас хероев дают , так парни сами наверное отказались бы (
 
[^]
tschitscha
12.11.2019 - 20:15
12
Статус: Offline


ярила

Регистрация: 10.11.12
Сообщений: 5400
TimBurton
Цитата
Катапультные кресла не зря называют «умными» — они могут «выстрелить» летчиков даже в метре от земли, даже если машина идет вверх колесами — кресло заставит ее вернуться в нормальное положение и после подбросит людей на нужную высоту.

Красивые слова.На самом деле кресло отстреливается в одном направлении.И если
машина идет вверх колесами,то кресло впечатается в землю.
Лично видел как падал Миг,и первым прибежал на место,так там пилот головой торчал в корнях сосны.

Это сообщение отредактировал tschitscha - 12.11.2019 - 20:33
 
[^]
kayur76
12.11.2019 - 20:21
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.01.18
Сообщений: 3733
Цитата (tschitscha @ 12.11.2019 - 20:15)
TimBurton
Цитата
Катапультные кресла не зря называют «умными» — они могут «выстрелить» летчиков даже в метре от земли, даже если машина идет вверх колесами — кресло заставит ее вернуться в нормальное положение и после подбросит людей на нужную высоту.

Красивые слова.На самом деле кресло отстреливается в одном направлении.И если
машина идет вверх колесами,то кресло впечатается в землю.

Отстал ты от жизни лет на 20)
 
[^]
laotzy
12.11.2019 - 20:29
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.05.11
Сообщений: 5741
Цитата (AidaharA @ 12.11.2019 - 14:49)
За летчиков Зелень! Мужики!

Что им твоя "зелень"... Печальная история. Не для восторженных слюней.

Качаем ЯП для Android!
 
[^]
samodel01
12.11.2019 - 20:34
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.09
Сообщений: 1137
И что произошло с двиглом,может знает кто,ведь было же расследование? Хотя в те времена,в армии,да ещё и в ВВС... секретность не была иллюзией

Это сообщение отредактировал samodel01 - 12.11.2019 - 20:45
 
[^]
Тайлак
12.11.2019 - 20:46
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.05.13
Сообщений: 1258
при чём тут мат?
Экипаж Як-28, капитан Капустин и старший лейтенант Янов, пожертвовавшие своими жизнями ради спасения жителей Берлина, тоже получили за свой подвиг ордена Красного Знамени.
Это одна из самых высоких наград СССР.

Это сообщение отредактировал Тайлак - 12.11.2019 - 20:48
 
[^]
Lesnik1976
12.11.2019 - 21:10
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.07.13
Сообщений: 1390
Цитата (Тайлак @ 12.11.2019 - 20:46)
при чём тут мат?
Экипаж Як-28, капитан Капустин и старший лейтенант Янов, пожертвовавшие своими жизнями ради спасения жителей Берлина, тоже получили за свой подвиг ордена Красного Знамени.
Это одна из самых высоких наград СССР.

А вот это всегда вызывало недоумение, когда одним Красное знамя давали за большее, чем за другое (меньшее) другим давали Звезду.

PS. Про "академика" даже говорить не хочу, другие времена, когда все с ног на голову поставили ...
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 25838
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх